Олень актеон смысл мифа. Актеон - охотник, превращенный артемидой в оленя и убитый псами

Артемида, лань и Ифигения


Но не только для охоты использовала свои атрибуты жестокая богиня. Не задумываясь, пускала она в ход смертоносное оружие, когда считала себя обиженной.


Агамемнон и Ифигения

Микенский царь Агамемнон. Богиня потребовала принести в жертву его дочь Ифигению.

Ифигения (она же Ифимеда, спасена Артемидой) — дочь Агамемнона и Клитемнестры (по Стесихору и другим — их приемная дочь и родная дочь Тесея и Елены). Родилась в год, когда Агамемнон обещал Артемиде прекраснейший дар из родившихся.

Когда греки отправлялись под Трою и уже были готовы пуститься в путь из беотийской гавани Авлиды, Агамемнон (или Менелай) оскорбил Артемиду, убив на охоте посвященную ей лань. Артемида гневалась на Агамемнона за это, а также за то, что Атрей не принес ей в жертву золотого ягненка. Богиня наслала безветрие и флот греков не мог двинуться в путь. Прорицатель Калхант объявил, что богиня может быть умилостивлена только принесением ей в жертву Ифигении, самой красивой из дочерей Агамемнона. Агамемнон, по настоянию Менелая и войска, должен был согласиться на это. Одиссей и Диомед поехали к Клитемнестре за Ифигенией, и Одиссей солгал, что её отдают в жены Ахиллу.

Приносить её в жертву должен был прорицатель Калхант.

Но во время жертвоприношения Артемида накрыла Ифигению облаком и унесла в Тавриду, а на месте ее очутилась лань. В Тавриде Ифигения сделалась жрицей Артемиды и спасла брата своего Ореста.

После чего братья за их гордыню были убиты Аполлоном и Артемидой. На острове Наксосе Артемида приняла облик оленя и встала между ними. Алоады метнули дротики и поразили друг друга. Либо Аполлон пустил лань.

В подземном царстве они привязаны змеями к столбу в противоположную сторону друг от друга, между ними сова.

Алфей

Бог одноимённой реки в Пелопоннесе, сын титанов Океана и Тефиды. Его представляют в человеческом облике. Алтарь его в Олимпии.

Был охотником, который влюбился в Артемиду и преследовал её по всей Греции. Он явился в Летрины на ночной праздник, который справляли Артемида и нимфы, но Артемида вымазала у всех лицо грязью и илом, и Алфей не узнал её. Поэтому установлены обряды Артемиды Алфееи.

Не сумев добиться любви Артемиды, влюбился в нимфу Аретусу, которая, однако, не платила взаимностью; Артемида же, спасая Аретусу от преследований Алфея, превратила её в ручей. Алфей, однако, нашёл свою возлюбленную на острове Ортигия (либо на Делосе, либо близ Сиракуз на Сицилии) — там слились воды Алфея и Аретусы. Его течение продолжается в море, что подтвердил и Дельфийский оракул.

Раздражённая высокомерием Ниобы, Лето обратилась к своим детям, которые своими стрелами уничтожили всех детей обидчицы. Артемида умертвила всех дочерей Ниобы в её собственном доме, а сыновей, охотившихся на склонах Киферона, убил Аполлон. По некоторым авторам, ещё 1 сын и 1 дочь спаслись. По трагедии, сыновья были убиты, охотясь на Сипиле, а дочери — во дворце, кроме Хлориды.

«Эта, пытаясь спастись, вдруг падает; та умирает,
Пав на сестру; та бежит, а эта стоит и трепещет».

Овидий, «Метаморфозы» VI,295-296

Девять дней лежали они непогребённые; наконец на десятый были преданы земле богами, ибо Зевс обратил сердца людей в камень. Ниоба от горя обратилась в камень и в вечной тоске проливала слёзы о погибшем потомстве. После смерти детей Ниоба пришла в Сипил к своему отцу Танталу и там, взмолившись богам, превратилась в камень, который струит слезы днем и ночью Упомянута в «Илиаде», превращена в камень на Сипиле, по Гомеру, в камень были превращены и другие люди, так что некому было похоронить детей Ниобы.

Такова версия этого мифа у Гомера. Многие поэты после него пользовались этим сюжетом, воспевая вошедшие в поговорку «Νιόβης πάθη», то есть, «страдания Ниобы». Особенно драматически сказание о Ниобе выражено у Овидия. По версии мифа, принятой Овидием, Ниоба после обращения в камень была унесена вихрем на родной Сипил, где каменное изваяние её срослось с вершиной Фригийской горы. Ещё в древности объясняли этот миф тем, что действительно вершина горы Сипила имеет формы человеческого тела в согнутом положении (Павзаний, I, 25, 5).


Древнейшие изображения Калидонской охоты


Калидонская охота. Прорисовка римского рельефа

Мелеагр решил разделаться с этим чудовищем и пригласил себе в помощь прославленных героев, вместе с которыми он участвовал в походе аргонавтов: Кастора и Полидевка, Тесея, Ясона, Иолая, Пирифоя, Пелея, Теламона и других. При этом, у Мелеагра завязался роман с Аталантой. После тяжелой облавы, в ходе которой вепрь смертельно ранил Анкея, Аталанте удалось поразить его стрелой, а затем обессиленного вепря добил своим копьём Мелеагр. Копье, которым убил вепря, он посвятил в храм Аполлона в Сикионе.

В ходе возникшего спора из-за шкуры зверя, которую должен был получить наиболее отличившийся, Мелеагр присудил трофей Аталанте, но у девушки отнял его Плексипп, дядя Мелеагра по матери. Взбешенный Мелеагр убил Плексиппа и двух его братьев. Согласно другому описанию, производя раздел добычи, он взял себе голову и шкуру, но Артемида посеяла раздор среди героев, и куреты и сыновья Фестия потребовали себе половину, и Мелеагр убил сыновей Фестия.

В свою очередь Алфея, разгневавшись из-за гибели братьев, бросила полено в огонь и умертвила сына; но затем, в раскаянии, повесилась, а сестры Мелеагра, оплакивавшие брата, были превращены Артемидой в цесарок.

Мэра

Мэра (Майра) — по одной родословной, дочь Прета (внука Сисифа). Согласно поэме «Возвращения», умерла девушкой. По другой версии, дочь аргосского царя Прета, охотившаяся вместе с Артемидой, которая застрелила её, потому что Мэра родила от Зевса сына Локра и не сохранила девственность.

Одиссей встречает её в Аиде. Изображена в Аиде на скале на картине Полигнота в Дельфах.


Ойней в мантии и со скипетром. Аттический лекиф, ок. 500 года до н. э. Государственное античное собрание, Мюнхен, Германия

Ойней

Ойней — царь Калидона, сын и преемник царя Порфаона и Евриты. По некоторым, внук Ареса. Имя производно от слова «вино» (микен. wo-no).

Первым получил от Диониса в дар виноградную лозу (по рассказу, за то, что Дионис провел ночь с его женой Алфеей).

В мифы попал благодаря своим потомкам, а также благодаря одной из своей оплошности: однажды, принося богам благодарственные жертвы за урожай, он забыл про богиню Артемиду, а та в отместку наслала на Калидон чудовищного вепря.


Paysage avec Orion aveugle cherchant le soleil (lit: "Landscape with blind Orion seeking the sun")Пейзаж с Орионом или слепой Орион

Орион

Орион — знаменитый охотник, отличавшийся необычайной красотой и таким ростом, что его иногда называли великаном. Сюжеты об Орионе крайне запутаны. Местом его смерти называется Беотия, Делос, Хиос, Крит, Евбея.

Несколько версий связывают его с Артемидой. Был сотоварищем Артемиды по охоте, по некоторым вариантам-либо был возлюбленным богини, либо она его отвергала. Он был поражён стрелой Артемиды за победу над ней на охоте, или за посягательство на её девственность, или из ревности по подстрекательству Аполлона, брата богини, опасавшегося за её честь. По одной локализации, погиб от скорпиона в Беотии, домогаясь Артемиды.

По делосской версии, Эос влюбилась в Ориона и доставила на Делос. Возлюбленный Эос, убит Артемидой. На Делосе был застрелен Артемидой из лука, когда пытался изнасиловать деву Опиду, по другой версии, погиб, когда приглашал Артемиду состязаться с ним в метании диска, либо пытался обольстить Артемиду и был ею убит. По ещё одной версии, был возлюбленным Артемиды, чем был недоволен Аполлон, предложив ей выстрелить до чёрной точки, видневшейся в море. Она выстрелила, и оказалось, что она попала в голову Ориону, Артемида оплакала его и поместила среди созвездий.


Daniel Seiter. Смерть Ориона

Ещё один вариант: он охотился вместе с Артемидой на Крите и пообещал истребить всех зверей, за что Гея наслала на него скорпиона.

По хиосской версии, он полюбил Артемиду, но по воле Артемиды скорпион явился из горы Колоны на Хиосе и ужалил его. Он похвалялся перед Артемидой и Лето, что может истребить всё живое (либо потому, что был влюблён в Энопиона и похвалялся перед ним как охотник), а Гея наслала скорпиона, чтобы тот укусил Артемиду, но Орион сам был укушен, и Артемида вознесла его к звёздам.

Титий — великан. Либо сын Геи, либо рождён Зевсом и Эларой, дочерью Орхомена или Миния, и вскормлен Геей. Титий — хтонического происхождения: рожден в недрах Геи-земли, куда Зевс скрыл от гнева ревнивой жены Геры свою возлюбленную.

На Евбее его посещал Радаманф на корабле феаков. Отец Европы, возлюбленной Посейдона.

Позднее мстительная Гера внушила Титию страсть к любимой Зевсом Лето, великан попытался ею овладеть в чаще Панопея, но та позвала на помощь детей, и Аполлон и Артемида пронзили Тития из лука (или убит одной Артемидой). Согласно Гомеру, он погиб на Панопейском лугу, в Аиде коршуны рвали его печень.

По другому варианту, за попытку Тития обесчестить Лето Зевс поразил его молнией и низверг в Аид. Там два коршуна терзают печень (или сердце) распростёртого Тития.

Либо Зевс поразил его молнией, а в подземном царстве к нему приставлен змей, поедающий печень, отрастающую вместе с ростом луны.

Его изображение было на троне в Амиклах. Его могильный памятник был около Панопея (Фокида), по истолкованию Гомера Павсанием, место, где он лежал, называлось Эннеаплетра (Девять десятин). Скульптурная группа: Лето, Аполлон и Артемида, пускающие стрелы в Тития, была в Дельфах. Изображен в Аиде на картине Полигнота в Дельфах: не подвергается наказанию, но весь истаял.

По истолкованию Эфора, это человек, творивший насилия и беззакония, убит Аполлоном. На острове Евбея показывали храм Тития и пещеру Эларий.

Фалек

Фалек - тиран Амбракии, от которого Аполлон освободил город. Либо его убила львица, посланная Артемидой. Убил львенка и растерзан львицей.

Фоант

Фоант (Фоон) из Посидонии. На него во время отдыха упала голова кабана, которого он посвятил себе, а не Артемиде, и голова погубила его.

Хиона

Хиона — дочь Дедалиона. Мать Автолика (от Гермеса) и Филаммона (от Аполлона).

Ее также называют Филонида. По Ферекиду, она — дочь Деиона. Либо дочь Эосфора и Клеобои, жила в Форике в Аттике. По всем версиям имена сыновей совпадают.

Жертвой стала Хиона, дочь царя Дедалиона, ставшая возлюбленной одновременно двух богов - Гермеса и Аполлона, от которых она родила двух сыновей.
То, что Хиона - любовница брата, не остановило Диану, когда ей донесли, что осчастливленная двумя богами женщина вслух предположила, что наличие таких любовников свидетельствует о том, что она красивее девственной охотницы.
Оскорбленная подобным предположением, Диана выстрелила Хионе в рот, что послужило причиной смерти возгордившейся красавицы.


Художник Никола Пуссен. В рисунке из Лувра изображает максимально достоверно, показывая нам рухнувшую навзничь Хиону с вонзившейся в рот стрелой, горюющего отца и недоуменно глядящих на труп матери малышей.
Сама же Диана, не сбавляя шага, с довольным видом проходит мимо, глядя на убитую ее рукой женщину.

«…лук напрягла, стрелу наложила
На тетиву и, стрельнув, пронизала язык виноватый…
…Хочет сказать, но уж с кровью и жизнь ее покидает».

Так повествует в своих «Метаморфозах» Овидий.

АКТЕОН

Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».

Однажды охотился Актеон со своими товарищами в лесах Киферона. Настал жаркий полдень. Утомленные охотники расположились на отдых в тени густого леса, а юный Актеон, отделившись от них, пошел искать прохлады в долинах Киферона. Вышел он на зеленую, цветущую долину Гаргафию1, посвященную богине Артемиде. Пышно разрослись в долине платаны, мирты и пихты, как темные стрелы, высились на ней стройные кипарисы, а зеленая трава пестрела цветами. Прозрачный ручей журчал в долине. Всюду царила тишина, покой и прохлада. В кругом склоне горы увидел Актеон прелестный грот, весь обвитый зеленью. Он пошел к этому гроту, не зная, что грот часто служит местом отдыха дочери Зевса, Артемиде.

Артемида, богиня-охотница с колчаном за плечами. (Статуя IV в. до н. э.)

Когда Актеон подошел к гроту, туда только что вошла Артемида. Она отдала лук и стрелы одной из нимф и готовилась к купанью. Нимфы сняли с богини сандалии, волосы завязали узлом, и уже хотели идти к ручью зачерпнуть студеной воды, как у входа в грот показался Актеон. Громко вскрикнули нимфы, увидав входящего Актеона. Они окружили Артемиду, они хотят скрыть ее от взора смертного. Подобно тому как пурпурным огнем зажигают облака тучи восходящего солнца, так зарделось краской гнева лицо богини, гневом сверкнули ее очи и еще прекраснее стала она в своем гневе. Разгневалась на то Артемида, что Актеон нарушил ее

1 Долина в Беотии с одноименным родником, от которого через всю долину протекал ручей.
43

44

покой. В гневе Артемида превратила несчастного Актеона в стройного оленя.
Ветвистые рога выросли на голове Актеона. Ноги и руки обратились в ноги оленя. Вытянулась его шея, заострились уши, пятнистая шерсть покрыла все тело. Пугливый олень обратился в поспешное бегство. Увидел Актеон свое отражение в ручье. Он хочет воскликнуть: «О, горе!» - но нет у него дара речи. Слезы покатились у него из глаз - но из глаз оленя. Лишь разум человека сохранился у него. Что делать ему? Куда бежать?
Собаки Актеона почуяли след оленя; они не узнали своего хозяина и с яростным лаем бросились за ним. Через долины по ущельям Киферона, по стремнинам гор, через леса и поля, как ветер, несся прекрасный олень, закинув на спину ветвистые рога, а за ним мчались собаки. Все ближе и ближе собаки, вот они настигли оленя, и их острые зубы впились в тело несчастного Актеона-оленя. Хочет крикнуть Актеон: «О, пощадите! Ведь это я, Актеон, ваш хозяин!» - но только стоп вырывается из груди оленя, и слышится в этом стоне звук голоса человека. Упал на колени олень-Актеон. Скорбь, ужас и мольба видны в его глазах. Неизбежна гибель, - рвут его тело на части рассвирепевшие псы.
Подоспевшие товарищи Актеона жалели, что нет его с ними при таком счастливом лове. Дивного оленя затравили собаки. Не знали товарищи Актеона, кто этот олень. Так погиб Актеон, нарушивший покой богини Артемиды, единственный из смертных, видевший небесную красоту дочери громовержца Зевса и Латоны.

Подготовлено по изданию:

Кун Н.А.
Легенды и мифы древней Греции. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954.

Со своими товарищами в лесах Киферона. Настал жаркий полдень. Утомленные охотники расположились на отдых в тени густого леса, а юный Актеон, отделившись от них, пошел искать прохлады в долинах Киферона. Вышел он на зеленую, цветущую долину Гаргафию, посвященную богине . Пышно разрослись в долине платаны, мирты и пихты; как темные стрелы высились на ней стройные кипарисы, а зеленая трава пестрела цветами. Прозрачный ручей журчал в долине. Всюду царила тишина, покой и прохлада. В крутом склоне горы увидел Актеон прелестный грот, весь обвитый зеленью. Он пошел к этому гроту, не зная, что грот часто служит местом отдыха дочери , Артемиде.

Когда Актеон подошел к гроту, туда только что вошла Артемида. Она отдала лук и стрелы одной из нимф и готовилась к купанью. сняли с богини сандалии, волосы завязали узлом, и уже хотели идти к ручью зачерпнуть студеной воды, как у входа в грот показался Актеон. Громко вскрикнули нимфы, увидав входящего Актеона. Они окружили Артемиду, они хотят скрыть ее от взора смертного. Подобно тому как пурпурным огнем зажигает облака восходящее солнце, так зарделось краской гнева лицо богини, гневом сверкнули ее очи, и еще прекраснее стала она. Разгневалась на то Артемида, что Актеон нарушил ее покой, в гневе Артемида превратила несчастного Актеона в стройного оленя.

Ветвистые рога выросли на голове Актеона. Ноги и руки обратились в ноги оленя. Вытянулась его шея, заострились уши, пятнистая шерсть покрыла все тело. Пугливый олень обратился в поспешное бегство. Увидел Актеон свое отражение в ручье. Он хочет воскликнуть: «О, горе!» - но нет у него дара речи. Слезы покатились у него из глаз - но из глаз оленя. Лишь разум человека сохранился у него. Что делать ему? Куда бежать?

Собаки Актеона почуяли след оленя; они не узнали своего хозяина и с яростным лаем бросились за ним.

Через долины по ущельям Киферона, по стремнинам гор, через леса и поля, как ветер, несся прекрасный олень, закинув на спину ветвистые рога, а за ним мчались собаки. Все ближе и ближе собаки, вот они настигли его, и их острые зубы впились в тело несчастного Актеона оленя. Хочет крикнуть Актеон: «О, пощадите! Ведь это я, Актеон, ваш хозяин!» - но только стон вырывается из груди оленя, и слышится в этом стоне звук голоса человека. Упал на колени олень Актеон. Скорбь, ужас и мольба видны в его глазах. Неизбежна гибель, - рвут его тело на части рассвирепевшие псы.

Подоспевшие товарищи Актеона жалели, что нет его с ними при таком счастливом лове. Дивного оленя затравили собаки. Не знали товарищи Актеона, кто этот олень. Так погиб Актеон, нарушивший покой богини Артемиды, единственный из смертных, видевший небесную красоту дочери громовержца Зевса и Латоны.

Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».


Актеон в греческой мифологии сын Аристея и Автонои (дочери фиванского царя Кадма), внук Аполлона и Кирены. Его воспитывал кентавр Хирон. Участник индийского похода Диониса (Нонн. Деяния Диониса XIII 54). Состязался на колесницах в играх по Офельту (Нонн. Деяния Диониса XXXVII 161).

Страстный охотник, обученный этому искусству кентавром Хироном.

Согласно мифу, однажды Актеон во время охоты случайно подошёл к месту, где Артемида купалась со своими нимфами в реке. Вместо того чтобы в священном страхе удалиться, он, зачарованный, стал наблюдать за игрой, не предназначенной для людских глаз (Сенека. Эдип, 751—763). Заметив охотника, разгневанная богиня превратила его в оленя, который попытался убежать, но был настигнут и разорван 50 охотничьими собаками самого Актеона. Это было на склоне горы Киферон.

Либо он заявил, что превосходит Артемиду в искусстве охоты (Еврипид. Вакханки 340), либо захотел вступить с ней в брак (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 81, 4-5). По другому рассказу, он хвастался перед друзьями, что застал богиню во время купания.

Одно из наиболее известных изложений мифа об Актеоне и Артемиде содержится в «Метаморфозах» Овидия.

Согласно Овидию, Актеон увидел купающуюся Артемиду в Гаргафийской долине, у источника Парфений, и захотел ей овладеть (Овидий. Метаморфозы III 156; Гигин. Мифы 180; 181). Овидий перечисляет по именам 35 собак Актеона, но не всех (Овидий. Метаморфозы III 206—239).

Позже Хирон изваял статую Актеона, и это утешило собак (Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 4, 4). Утверждали также, что собаки Актеона, разорвавшие хозяина, были помещены на небесный свод в виде созвездия — или Большой, или Малый Пёс.

Согласно Стесихору, Артемида «накинула на Актеона шкуру оленя», т.е. превратила его в оленя, чтобы он не взял себе в жены Семелу (Стесихор. Описание Эллады IX 2, 3). В другом мифе (версия Акусилая) о гибели Актеона сообщается, что Актеон был превращён в оленя Зевсом за сватовство к возлюбленной Зевса Семеле.

Актеоново ложе показывали по дороге из Мегар в Платеи. Позже по оракулу из Дельф его кости разыскали и зарыли в Орхомене, когда страну опустошало привидение (Павсаний. Описание Эллады IX 38, 5). Изображен с матерью в Аиде на картине Полигнота в Дельфах (Павсаний. Описание Эллады X 30, 5). Культ Актеона существовал в Платеях (Плутарх. Аристид 11).

По истолкованию, Актеон был из Аркадии, потратил все деньги на псовую охоту и разорился (Палефат. О невероятном 6).

Действующее лицо трагедии Эсхила «Лучницы» (фр.241-244 Радт), трагедий Фриниха, Иофонта и Клеофонта «Актеон».

Миф об Актеоне имеет древнее беотийское происхождение. В нем видят отражение обычая жертвоприношений ряженых в шкуру оленя ради удачной охоты. По иной трактовке, в нем подчеркивается мотив наказания за попытку сравняться с богами.

Актеон обнаружил грот, лесную пещеру, где в окружении нимф купалась Диана, а смертным не дозволено видеть богинь обнаженными:

"Отсвет бывает какой у облака, если, ударив,
Солнце окрасит его, какой у Авроры румянец, —
Цвет лица у застигнутой был без одежды Дианы..."

Согласно Овидию, Актеон превратился в оленя, но сохранил сознание человека. На древнегреческих вазах можно видеть изображение богини Артемиды, стреляющей из лука в Актеона, сохранившего человеческий облик, но с рогами на голове.

В Беотии Актеону приносили жертвы и молили его о защите против иссушающего летнего зноя. Вероятно, Актеон, растерзанный собаками, стал образом увядающей от жаркого солнца природы.

Собаки Актеона

Из различных источников известно 92 имени. Это свидетельствует о том, что их имена перечислялись как минимум в трех поэмах, посвященных данному сюжету, из которых сохранились лишь «Метаморфозы» Овидия. Имена собак Актеона известны по поэме Овидия "Метаморфозы" и по Мифологической библиотеке Псевдо-Аполлодора.

Имена собак Актеона:
Авра. Собака Актеона
Агра. Собака Актеона
Агрий. Пёс Актеона
Акамант. Пёс Актеона
Алкея. (Алка.) Собака Актеона
Амаринтос. Собака Актеона
Аргиод. (Агриод.) Пёс Актеона
Арго. Собака Актеона
Аретуса. Собака Актеона
Аркад. Пёс Актеона (либо «аркадский»)
Аркена. Собака Актеона
Асбол. Пёс Актеона
Балий. Собака Актеона
Боракс. Пёс Актеона
Борей. Пёс Актеона
Борес. Собака Актеона
Волат. Собака Актеона
Гарпал. Пёс Актеона
Гарпалик. Пёс Актеона
Гарпия. По «Лучницам» Эсхила, пёс Актеона. Собака Актеона. Упоминается и в другой поэме в перечне собак
Гемон. Пёс Актеона
Гилактор. Пёс Актеона
Гилей. (Гилаей.) Пёс Актеона
Горго. Собака Актеона
Диномаха (Дниомаха?) Собака Актеона
Диоксиппа. Собака Актеона
Доркей.
Дракон. Пёс Актеона
Дромад. (Дромант.) Пёс Актеона
Дромий. Пёс Актеона
Евдром. (Эвдром.) Пёс Актеона
Зефир. Пёс Актеона
Ихней. Пёс Актеона
Ихнобат. Пёс Актеона. Из Кносса
Канакея. (Канаха.) Собака Актеона
Килло. Собака Актеона
Киллопод. Пёс Актеона
Киприй. Пёс Актеона (либо «кипрский»)
Кор. Пёс Актеона
Коракс. По «Лучницам» Эсхила, пёс Актеона
Лабр. Пёс Актеона
Ладон. Пёс Актеона
Лакена. (Лакайна.) Собака Актеона
Лакон. Пёс Актеона
Лалапа. (Лайлапс.) Собака Актеона
Лахнея. (Лахна.) Собака Актеона
Левкон. Пёс Актеона
Леонт. Пёс Актеона
Леэна. (Леайна.) Собака Актеона
Ликиска. Собака Актеона, с Кипра
Ликотт. По «Лучницам» Эсхила, пёс Актеона
Линкей. Собака Актеона
Линкеста. Собака Актеона
Махим. Пёс Актеона
Меламп.
Меламп. Пёс Актеона (в другой поэме)
Меланей. Пёс Актеона
Меланхет. Пёс Актеона, первым стал терзать хозяина, превращенного в оленя
Напа. Собака Актеона
Неброфон. Пёс Актеона
Обрим. Пёс Актеона
Окидром. Пёс Актеона
Окидрома. Собака Актеона
Окипета. Собака Актеона
Окифой. (Окитой.) Пёс Актеона
Оксироя. Собака Актеона
Омарг. Собака Актеона
Ореситроф. (Орезитроф.) Пёс Актеона
Ориада. Собака Актеона
Орибас.
Памфаг.
Пахил. Пёс Актеона
Пемена. (Пойменида.) Собака Актеона
Птерел. (Птерелай.) Пёс Актеона
Сагн. Собака Актеона
Сир. Пёс Актеона
Спарт. Собака Актеона
Стиктея. (Стикта.) Собака Актеона
Стилбон. Пёс Актеона
Териопа. Собака Актеона
Терифона. Собака Актеона
Терон. Пёс Актеона
Тигрид. Пёс Актеона
Урания. Собака Актеона
Фей. (Той.) (Thoos) Пёс Актеона, с Кипра
Феридамант. (Теридамад.) Пёс Актеона
Харон. По «Лучницам» Эсхила, пёс Актеона
Хароп. Пёс Актеона
Хедиетр. Собака Актеона
Элл. (Аэлл.?) Собака Актеона
Эфон. Пёс Актеона
Эхиона. Собака Актеона

Миф об Актеоне в искусстве

Сцены мифа нашли воплощение в античной пластике (метопы храма Геры в Селинунте, рельефы), вазописи (Гибель Актеона, кратер, 450 год до нашей эры), помпейских фресках; в европейском искусстве - сначала в книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию), затем в живописи (Кранах, Хольбейн, Джорджоне, Тициан, Бассано, Веронезе, Агостино и Аннибале Карраччи, Доменикино, Рембрандт, Тьеполо, Гейнсборо, Делакруа и другие художники), в пластике, в основном в рельефах (бронзовые двери собора святого Петра в Риме, скульптор Филарете).

Актеон Актеон

(Actaeon, Άχταίων). Знаменитый охотник, сын Аристея и Автонии. Однажды на охоте он увидел купающуюся Артемиду и ее нимф, за что был превращен богиней в оленя и был растерзан своими 50 псами. По другой легенде, Артемида превратила его в оленя за то, что он хвалился, будто превосходит богиню в искусстве охоты.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АКТЕОН

(Άκταίων), в греческой мифологии сын Автонои (дочери фиванского царя Кадма) и Аристея, внук Аполлона и Кирены. Страстный охотник, обученный этому искусству кентавром Хироном, А. был превращён богиней Артемидой в оленя за то, что увидел её купающейся [варианты: за то, что пытался совершить над ней насилие (Hyg. Fab. 180), похвалялся своим охотничьим превосходством (Eur. Bacch. 337-340)]; после этого он стал добычей своих собственных собак (Apollod. Ill 4, 4; Hyg. Fab. 247). По одному из вариантов мифа, А. превращён Зевсом в оленя в наказание за то, что он сватался к Семеле.
а. т.-г.

Сцены мифа нашли воплощение в античной пластике (метопы храма Геры в Селинунте, рельефы), вазописи, помпейских фресках; в европейском искусстве - сначала в книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию), затем в живописи (Л. Кранах, X. Хольбейн, Джорджоне, Тициан, Я. Бассано, Веронезе, Агостино и Аннибале Карраччи, Доменикино, Рембрандт, Тьеполо, Т. Гейнсборо, Э. Делакруа и др.), в пластике, в основном в рельефах (бронзовые двери собора святого Петра в Риме, скульптор А. Филарете). В числе статуарных произведений - «А.» И. П. Прокофьева.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Актеон

Сын Аристея и Автонои. Внук Кадма. Охотник, оказавшийся однажды в лесах Киферона, где любила бывать богиня Артемида. Юный Актеон увидел в крутом склоне горы углубление, живописно обросшее плющем, манящее прохладой и тишиной. Когда Актеон углубился в пещеру, он увидел в окружении нимф саму Артемиду, которая собиралась купаться в ручье. Нимфы испугались, что смертный увидит богиню, и закричали. Негодованию самой Артемиды не было предела, и она превратила Актеона в оленя. Собаки Актеона почуяли след животного и бросились за ним. Актеон стал убегать от них, он хотел крикнуть собакам, что он их хозяин, но не мог. Лишь стон вырвался из его груди, когда стая накинулась и начала рвать его тело. Так погиб Актеон, единственный из смертных, видевший небесную красоту Артемиды.

// Франсиско де КЕВЕДО-И-ВИЛЬЕГАС: Актеон и Диана // ТИЦИАН: Диана и Актеон // ТИЦИАН: Смерть Актеона // Н.А. Кун: АКТЕОН

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

АКТЕОН

Однажды охотился Актеон со своими товарищами в лесах Киферона. Настал жаркий полдень. Утомленные охотники расположились на отдых в тени густого леса, а юный Актеон, отделившись от них, пошел искать прохлады в долинах Киферона. Вышел он на зеленую, цветущую долину Гаргафию (1), посвященную богине Артемиде. Пышно разрослись в долине платаны, мирты и пихты; как темные стрелы высились на ней стройные кипарисы, а зеленая трава пестрела цветами. Прозрачный ручей журчал в долине. Всюду царила тишина, покой и прохлада. В крутом склоне горы увидел Актеон прелестный грот, весь обвитый зеленью. Он пошел к этому гроту, не зная, что грот часто служит местом отдыха дочери Зевса, Артемиде.

Когда Актеон подошел к гроту, туда только что вошла Артемида. Она отдала лук и стрелы одной из нимф и готовилась к купанью. Нимфы сняли с богини сандалии, волосы завязали узлом, и уже хотели идти к ручью зачерпнуть студеной воды, как у входа в грот показался Актеон. Громко вскрикнули нимфы, увидав входящего Актеона. Они окружили Артемиду, они хотят скрыть ее от взора смертного. Подобно тому как пурпурным огнем зажигает облака восходящее солнце, так зарделось краской гнева лицо богини, гневом сверкнули ее очи, и еще прекраснее стала она. Разгневалась на то Артемида, что Актеон нарушил ее покой, в гневе Артемида превратила несчастного Актеона в стройного оленя.

Ветвистые рога выросли на голове Актеона. Ноги и руки обратились в ноги оленя. Вытянулась его шея, заострились уши, пятнистая шерсть покрыла все тело. Пугливый олень обратился в поспешное бегство. Увидел Актеон свое отражение в ручье. Он хочет воскликнуть: "О, горе!" - но нет у него дара речи. Слезы покатились у него из глаз - но из глаз оленя. Лишь разум человека сохранился у него. Что делать ему? Куда бежать?

Собаки Актеона почуяли след оленя; они не узнали своего хозяина и с яростным лаем бросились за ним.

Через долины по ущельям Киферона, по стремнинам гор, через леса и поля, как ветер, несся прекрасный олень, закинув на спину ветвистые рога, а за ним мчались собаки. Все ближе и ближе собаки, вот они настигли его, и их острые зубы впились в тело несчастного Актеона-оленя. Хочет крикнуть Актеон: "О, пощадите! Ведь это я, Актеон, ваш хозяин!" - но только стон вырывается из груди оленя, и слышится в этом стоне звук голоса человека. Упал на колени олень-Актеон. Скорбь, ужас и мольба видны в его глазах. Неизбежна гибель, - рвут его тело на части рассвирепевшие псы.

Подоспевшие товарищи Актеона жалели, что нет его с ними при таком счастливом лове. Дивного оленя затравили собаки. Не знали товарищи Актеона, кто этот олень. Так погиб Актеон, нарушивший покой богини Артемиды, единственный из смертных, видевший небесную красоту дочери громовержца Зевса и Латоны.

(1) Долина в Беотии с одноименным родником, от которого через всю долину протекал ручей.

(Источник: «Легенды и мифы Древней Греции». Н. А. Кун.)

Слева — Артемида.
Метопа храма Геры в Селинунте. Камень.
460—450 до н. э.
Палермо.
Археологический музей.

Фрагмент росписи краснофигурного кратера «художника Пана».
Около 460 до н. э.
Бостон.
Музей изящных искусств.




Смотреть что такое "Актеон" в других словарях:

    Наблюдает за купающейся Артемидой … Википедия

    - (греч, Aktaion). Искусный охотник, сын Аристея и Автонои, увидевший однажды Диану, которая купалась со своими нимфами; раздраженная богиня превратила его в оленя, и он был растерзан своими собственными собаками. Словарь иностранных слов, вошедших … Словарь иностранных слов русского языка

    Античный мифологический охотник; он нечаянно увидал нагую Диану, купавшуюся с нимфами; за это он был обращен ею в оленя и растерзан своими же собаками. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская… … Литературная энциклопедия

    В греческой мифологии, прославленный охотник, сын Аристея и Автонои, дочери Кадма. За то, что Актеон увидел Артемиду, купавшуюся со своими нимфами, богиня превратила его в оленя, и он был растерзан собственными псами на горе Киферон … Энциклопедия Кольера

    Актеон - (греч. Aktaion) в греческой мифологии охотник, сын Аристея и Автонои, дочери Кадма. Богиня Артемида превратила А. в оленя за то, что он увидел ее обнаженной, и его разорвали собственные собаки. (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в… … Античный мир. Словарь-справочник.

    АКТЕОН Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    АКТЕОН - Знаменитый охотник, внук фиванского царя Кадма и Аполлона. За то, что нечаянно застал богиню Артемиду обнаженной во время купания, был превращен ею в оленя и затравлен своими же собаками. Пронзительная иллюстрация того, что боги без своего… … Список древнегреческих имен

    - (лат. Actaeon), в греч. мифологии юный охотник, заставший Артемиду и ее нимф купающимися. Разгневанная богиня превратила А. в оленя, к рого растерзали собственные собаки. В мировой живописи на этот сюжет написаны полотна Тициана, Рембрандта,… … Сексологическая энциклопедия

    Actaeon, Άκταίων, 1. сын Аристея и Автонои, дочери Кадма, знаменитый фивский герой, обученный Хейроном охоте; во время охоты на горе Кифероне был превращен Артемидой в оленя и растерзан своими 50 псами. Артемида разгневалась… … Реальный словарь классических древностей

    Актеон - в греч. миф. сын Автонои (дочери фиванск. ца ря Кадма) и Аристея, внук Аполлона и Кирены. Страст. охотник, обуч. этому иск ву кентавром Хироном, А. был превращен богиней Артемидой в оленя за то, что увидел ее купающ.; после этого он стал … Древний мир. Энциклопедический словарь

Похожие статьи

© 2024 v-dud.ru. Информационный онлайн журнал.