Классный час культура общения. Презентация - Классный час «Культура Общения

Слайд 1

Классный час «Культура общения»
«Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом» Д. Леббок «Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость». М.Сервантес

Слайд 2

Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией различного характера.

Слайд 3

В классе начался спор на повышеных тонах. Ваша реакция: 1) Не принимаю участия 2) Лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной 3) Активно вмешиваюсь и « вызываю огонь на себя».

Слайд 4

2.Часто ли вы спорите с друзьями? 1) Только в шутку и то, если это люди не обидчивые 2) Лишь по некоторым вопросам 3) Споры – это моя стихия

Слайд 5

3.Вы стоите в очереди. Как вы реагируете если кто – то лезет вперёд? 1) Возмущаюсь в душе, но молчу 2) Делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону 3) Прохожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком

Слайд 6

4. Дома на обед подали недосоленный суп. 1) Не буду поднимать бучу из-за пустяка 2) Молча возьму солонку 3) Не удержусь от едких замечаний, может быть, даже откажусь то еды

Слайд 7

5. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится. Ваша реакция. 1) Промолчу 2) Ограничусь коротким, но тактичным замечанием 3) Выскажу всё , что я об этом думаю.

Слайд 8

Оценки: 1- 4 балла 2- 2 балла 3- 0 баллов Давайте подведём итог: 12-20б. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споро и конфликтов, избегаете критических ситуаций. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют высказывайтесь принципиально. 8-11б. Вы слывёте человеком конфликтным, но это преувеличение. Вы конфликтуете, если только нет другого выхода. Вы способны отстаивать своё мнение. Вы не выходите за рамки, не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к Вам уважение. Меньше 8б. Споры и конфликты - ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, а если услышите замечание в свой адрес – можете съесть человека. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой характер.

Слайд 9

“Стать человеком-большая работа. Нужно работать над собой каждый день, и с каждым днём становиться хоть чуточку лучше “ !

Слайд 10

Законы общения
1. Самый главный человек на свете - это тот, кто перед тобой. Относитесь к нему с вниманием и уважением.

Слайд 11

2. Не забывайте вежливо здороваться, прощаться, извиняться.

Слайд 12

3. Обращайтесь к собеседнику, называя его по – имени. К пожилым и незнакомым людям всегда обращайтесь на “ Вы “.

Слайд 13

4. Говорите друг другу как можно больше хороших слов, и никогда не говорите того, что было бы неприятно выслушать вам самим.

Слайд 14

5. Старайтесь не говорить о людях дурно.

Слайд 15

6. Не перебивайте говорящего. Внимательно выслушайте его до конца. Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь, и дайте ему закончить.

Слайд 16

7. Невежливо во время разговора отводить кого – нибудь в сторону, чтобы говорить с ним отдельно; ещё более невежливо подслушивать, что говорят двое в стороне.

Нет на земле большей роскоши,
чем роскошь общения.

1. В процессе совместной деятельности людей возникает особая форма их взаимодействия - общение. Общаясь, мы можем соглашаться и сопереживать, противостоять собеседнику и противодействовать. При этом происходит положительное или отрицательное восприятие друг друга. Итак, сегодня мы с вами поговорим о том, что такое общение, как нужно общаться между собой, так как у нас с вами бывают разные ситуации относительно этой темы.

А какой смысл вы, ребята, вкладываете в понятие "Общение"? (ответы учащихся).

Потребность в общении испытывает каждый человек. В вашем возрасте особо велика потребность в общении со сверстниками. А что для вас значит это общение? (со сверстниками). - Ответы учащихся.

Да, мы с вами видим, что человек - существо общественное. И он постоянно находится в многочисленных и разнообразных отношениях с другими людьми, а значит, вступает с ними в общение. При этом общение бывает разным:

  • Деловое - (учитель-ученик, директор-учитель, мастер-рабочий)
  • Личностное - (друзья, враги, знакомые)

А что же является главным средством общения в человеческом обществе? (Это наш язык и наша речь).

Далеко не каждый из нас умеет правильно реализовать, использовать язык в своей речи. Иногда мы не можем и не знаем, как правильно сказать о чем-либо. Как вы думаете "Почему"? - ответы учащихся.

Правильно, мы должны обладать богатым словарным запасом и иметь представление о культуре речи. Если мы будем иметь представление о культуре речи, то мы будем людьми, с которыми приятно общаться, т.е. мы будем культурными людьми. Давайте подумаем, что означают понятия "культурная речь" и "культурный человек"? - мнения учащихся.

(Составляем домики)

Культурная речь - это правильная речь, с соблюдением ударения, произношения и правильного употребления слов.

Ребята, если вы будете обладать всеми этими качествами, то с вами будет легко и приятно общаться. Предлагаю вам выполнить тест "Приятно ли с вами общаться?"

Тест

  1. Вы любите больше слушать, чем говорить?
  2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?
  3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?
  4. Любите ли вы давать советы?
  5. Если тема разговора вам не интересна, станете ли вы показывать это собеседнику?
  6. Вы раздражаетесь, когда вас не слушают?
  7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу?
  8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли вы её развивать?
  9. Вы любите быть центром внимания?
  10. Есть хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?
  11. Вы хороший оратор?

Если вы ответили положительно на 1, 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11 вопросы, можете засчитать себе по одному баллу за каждый из них. А теперь посчитаем.

1-3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли вы настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, а порой - даже тяжело. Вам бы следовало над этим задуматься.

4-9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник. Вы можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но не требуете от окружающих в такие минуты особого внимания к вашей персоне.

9-11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: не приходится ли вам иногда играть, как на сцене?

Итак, мы с вами выяснили, что в основном вы люди общительные. У вас богатый словарный запас. Как вы можете его пополнить? Правильно, богатство нашего лексикона увеличивается за счет сленга. Что это такое? Как вы относитесь к этому понятию? (мнения учащихся).

Часто вы слышите от родителей такие фразы: "Я тебя прошу, не употребляй эти слова" или "Да расскажи, наконец, нормальным языком. Я не могу понять ни слова из того, что ты сказал".

Например, слово "круто" вы употребляете когда:. (что-то имеет право быть в нашей жизни, к этому стоит стремиться, этого стоит добиваться). Необходимо заметить, что в наши дни слово "круто" приобретает положительный оттенок. "Крутой" - это уже не прожигатель жизни, а чаще хороший специалист в какой-то области (компьютеры, дизайн, иностр. языки и т.д.)

С давних времен люди придавали огромное значение слову и тому, как оно сказано. Давайте посмотрим, что об этом говорит народная мудрость.

Конкурс "Пословицы"

Вы работаете в парах. У каждой пары набор карточек. Вам нужно из этих карточек составить пословицу, озвучить её и объяснить её значение.

  • В добрый час молвить, в худой - промолчать.
  • Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.
  • Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.
  • Доброе слово железные ворота отопрет.
  • Долго думал, да хорошо сказал.
  • Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
  • Красно поле пшеном, а беседа умом.
  • Кстати промолчать, что большое слово сказать.
  • Лишнее говорить, себе вредить.
  • Складно бает, да дела не знает.
  • На великое дело - великое слово.
  • Выпустил словечко - не догонишь и на крылечке.

От того, как мы общаемся - зависят наши взаимоотношения друг с другом, насколько хорошо мы понимаем себя и окружающих.

Игра "Общение"

Мои помощницы раздали вам листочки, на которых вы видите слово:ОБЩЕНИЕ. Вам нужно на каждую букву этого слова написать прилагательное, которое характеризует человека с той или иной стороны. (Ребята выполняют задание)

Спасибо, итак мои помощницы проанализируют ваши ответы, и в конце урока мы узнаем результат.

Существует поговорка "Слово - серебро, молчание - золото". Сейчас мы проверим, насколько у вас получится не разговаривать, молчать и при этом совершать определенные действия.

Игра "Шеренга"

  • надо расположиться в шеренге так, чтобы около меня стоял самый высокий из вас, а в конце шеренги - самый невысокий.
  • около меня должен стоять человек с самыми темными волосами, а в конце шеренги - с самыми светлыми.
  • около меня должен стоять человек с самым большим размером обуви, а в конце - с самым маленьким.
  • вы должны расположиться по датам рождения: после меня - тот, кто родился после 1 января, на противоположном конце - тот, день рождение которого ближе всего к 31 декабря.

Игра "Шаг на встречу"

К доске прошу выйти двух друзей и встать лицами друг к другу с разных сторон класса. Ваша задача: сделать шаг навстречу друг другу с разных сторон класса и сказать другу что-либо приятное.

(участвуют несколько пар). А теперь в парах пожмите друг другу руку и скажите приятные слова.

Давайте подведем итоги нашего классного часа.

Разбираем слово ОБЩЕНИЕ. Выбираем положительные и отрицательные качества.

Рефлексия.

У вас у каждого на столе листочек. Вы должны на нем поставить определенный знак:

Не вижу значимости классного часа для себя. Почему?

Здорово, мне нравится.

: - Еще хотел бы поговорить на эту тему.

Конспект классного часа для 3 класса на тему «Культура общения»

Задачи

1. Вооружить учащихся умениями, навыками и привычками, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доверия.

2. Воспитывать культуру поведения.

Оборудование: карточки с текстами-описаниями; карточки с изображениями разной мимики; фрагмент (или картинка) из мультфильма «Крошка енот»; фонограмма песни «Улыбка».

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Как замечательно, что люди научились пользоваться речью! Благодаря ей мы находимся в постоянном общении друг с другом. Наше хорошее настроение во многом зависит от доброго взгляда и слова собеседника. И наоборот: небрежно оброненное, злое слово больно нас ранит. Сейчас даже трудно представить себе то время, когда люди жили в пещерах и не умели говорить, пользоваться речью.

Как же они общались? (Дети высказывают свои версии.)

Да, они использовали те приемы общения, которыми и сейчас пользуются животные.

Как собака показывает свое расположение к человеку, желание играть? (Виляет хвостом, подпрыгивает, трется о ноги.)

Собака без слов показывает свое настроение, используя только различные позы. Человек тоже меняет позу в зависимости от самочувствия и настроения.

Скажите, какую позу примет больной человек? (Ляжет, так как такая поза не требует физических усилий.)

Такую же позу принимает человек, который очень устал.

Игра «Поза»

Учитель. А теперь посмотрим, наблюдательны ли вы.

(Дети получают три карточки с текстами-описаниями. Один из учащихся вслух читает написанное, а остальные пытаются отгадать, где тот человек, описание которого они прослушали. В это время четверо заранее подготовленных учеников демонстрируют позы:

Один ученик изображает человека, погруженного в свои мысли: стоит, чуть опустив голову и плечи, одной рукой подперев щеку;

Второй ученик показывает, что ему очень холодно: стоит, втянув голову в плечи, обхватив себя руками, еле заметно покачиваясь;

Третий ученик демонстрирует позу агрессивно настроенного человека: ноги на ширине плеч, голова опущена, взгляд насупленный, руки скрещены на груди;

Последний ученик представляет человека, с радостью встречающего гостя: голова приподнята, на лице улыбка, руки протянуты вперед. (Последнюю позу дети отгадывают без описания, так как она им хорошо знакома из личного опыта.)

Беседа о жестах

Учитель. Скажите, что используют для общения люди, лишенные слуха? (Дети вспоминают телевизионные передачи с сурдопереводом.)

Использование определенных положений рук, головы для передачи мыслей - это язык жестов. Все мы ежедневно пользуемся этим языком. То, что я произнесу словами, вы попробуете изобразить жестами.

Тишина. Тс-с-с! (Указательный палец поднести к губам.)

Иди-ка сюда! (Поманить пальцем, ладонью.)

Нет, нет! (Повертеть головой или рукой из стороны в сторону.)

Выслушайте меня! (Рука поднята вверх.)

Восхищение чем-либо. (Звучат аплодисменты.)

Эти жесты стали международными - они понятны представителям разных культур. Но некоторые жесты одного народа могут быть непонятны другим народам. Вспомним жест прощания (помашем рукой сверху вниз). Латиноамериканец воспринял бы такой жест как приглашение в гости. В давние времена китайцы, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

Жест приветствия у древних египтян напоминал тот, которым сегодня отдают честь: ладонь прикладывалась ко лбу. Сегодня примерно так же приветствуют друг друга военные. Большой палец, поднятый вверх или опущенный вниз как знак одобрения или неодобрения, был известен со времен Древнего Рима.

Бывают в жизни моменты, когда без жестов не обойтись. Например, две футбольные команды из разных стран не поймут друг друга и судью, так как они говорят на разных языках. Или представьте себе такую ситуацию: под водой работают водолазы. Как им понять друг друга? Для таких случаев люди придумали язык профессиональных жестов.

Есть жесты, которые не приняты в обществе воспитанных людей. Во время разговора неприлично размахивать руками во все стороны, хлопать собеседника по плечу, крутить пуговицы или теребить одежду. Неприемлемо в присутствии посторонних чесать голову.

Мимика

Учитель. Младенец, еще не умеющий говорить, знает «азбуку» лица. Изменение выражения лица при помощи лицевых мышц называется мимикой. Малыш прекрасно различает мимику взрослых, определяя по ней отношение к себе. Мать улыбнулась - и он широко улыбается в ответ, она нахмурила брови - у ребенка мгновенно появляется настороженность в глазах, кривится ротик. Недаром говорят: «читаю на твоем лице...»

А сейчас я приглашаю вас воспользоваться своей мимикой.

(Четверо детей произвольно берут со стола карточки с заданиями и тут же с помощью мимики показывают то, что предлагалось изобразить: сердитый человек; радостный человек; удивленный человек; грустный человек.)

Практическая часть

Учитель. Давайте вспомним мультфильм про Крошку Енота.

(Вывешивается изображение этого героя или демонстрируется отрывок из мультфильма.)

Мать посылает малыша собрать осоку, но он никак не может это сделать, потому что ему кажется, что кто-то сидит в пруду и корчит ему страшные рожи, угрожает палкой. Крошка Енот не понимает, что видит в воде собственное отражение. Так и мы подчас, глядя на усталые, угрюмые лица, не осознаем, что видим... себя. Постарайтесь расслабить мышцы вашего лица, не делайте их каменными. (Дети выполняют упражнение «Улыбка».)

Физкультминутка

Учитель. Вид улыбающегося человека создает хорошее настроение у окружающих. Недаром в конце Крошка Енот поет:

От улыбки станет день светлей.

От улыбки в небе радуга проснется,

И она к тебе не раз еще вернется...

(Дети поют песню, маршируя на месте.)

Разговор о языке

Учитель. Не только с помощью мимики и жестов общается человек. Основное средство общения - это язык. Послушайте небольшую легенду о языке.

В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим кушаньем на свете какие-то языки. На это Эзоп отвечал: «Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви». Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.

В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил... языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп объяснил: «Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушить города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.

В чем смысл этой легенды? Как вы поняли, почему язык можно назвать другом и врагом? (Дети отвечают.)

Формулирование правил речевого поведения

Учитель. Как правильно себя вести при общении слушающему, а как - говорящему? (Дети по группам обсуждают этот вопрос.) (Говорящий должен:

Говорить спокойно;

Смотреть доброжелательно;

Наблюдать за реакцией собеседника;

Называть собеседника по имени;

Спрашивать, ясно ли изложенное. Слушающий должен:

Взглядом, мимикой демонстрировать внимание, интерес;

Не перебивать;

Непонятное попросить уточнить.)

Подведение итогов

Учитель. Чего надо избегать, чтобы общение приносило вам удовлетворение, возникало взаимопонимание? (Дети отвечают.)

Избегайте грубых слов, насмешек в адрес собеседника, обидного, презрительного, унижающего тона, угроз. Если соблюдать эти нехитрые правила, вы станете интересным и желанным собеседником.

Дополнительный материал

В музее, кинотеатре и трамвае

О том, о сем друг с другом говорим,

Но часто одного не замечаем,

Что, как в лесу дремучем, мы кричим.

О том, что мы вчера ходили в гости,

Что папа подарил велосипед,

У дедушки к дождю разнылись кости,

А, между прочим, дождика все нет.

Пожалуйста, потише!

Тсс... Тсс! Ч-ч-ч!

В какое бы общественное место

Судьба сегодня вас ни привела,

Учтите, никому не интересно

Все знать про ваши личные дела.

Про то, что к вам приехал дядя Коля,

Что кошка утащила пять котлет,

Что вы немножко пошалили в школе,

А маму вызывает педсовет.

Пожалуйста, потише!

Совсем необязательно кричать!

Ведь вас и так услышат,

Попробуйте все тихо рассказать!

Практическая часть

Учитель. А теперь разыграем некоторые ситуации.

1. Пассажир маршрутного такси просит передать плату за проезд.

2. Прохожий спрашивает, который час.

3. Зритель в кинотеатре просит соседа впереди снять головной убор, так как ему ничего не видно.

4. Покупатель интересуется, есть ли необходимый журнал.

(Дети участвуют в разыгрывании ролевых сценок.)

А сейчас я расскажу вам сказку.

Вежливый Кролик

Жил-был Кролик. Он был очень воспитанный, вежливый. Однажды он шел из чащи леса домой, как вдруг небо потемнело, надвинулись тучи, закрывая солнце, полил дождь. На пути была огромная пещера. Кролик решил там переждать дождь. Но он не знал, что в пещере жила старая ядовитая Змея. Она редко выползала из пещеры, потому что не любила солнце, свет, зелень, красоту вокруг. Кролик не вошел сразу в пещеру. Он вежливо спросил:

Уважаемая пещера, разрешите мне войти и переждать дождь?

Простите, я не знал, что здесь занято и кто-то живет. Всего доброго, до свидания, не смею вас беспокоить.

Он со всех ног бросился бежать домой. Змея, разозлившись, зашипела:

Ох уж эти мне вежливые кролики!

Понравилась ли вам сказка? А вас когда-нибудь выручала вежливость?

Классный час с элементами тренинга

«Поведение и культура общения»

Ибраимовой Флюры Илдусовны

Симферополь 2015

Цели:

    Развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения;

    воспитывать нравственные качества;

    познакомить детей с принципами общения.

Задачи:

    Опираясь на жизненный опыт детей, помочь им проанализировать свои поступки;

    учить прогнозировать последствие своих поступков

Предварительная работа:

    Беседа «По каким правилам мы живем»;

    беседа «Роскошь человеческого общения»;

    классный час «Общение – это искусство»;

    практикум «Можно, нельзя»;

    психотренинг «Что такое ответственность?»;

    тестирование «Нравственные качества человека».

Оборудование:

    Интерактивная доска;

    Стенгазета;

    Презентация.

XXI век. Его называют веком компьютеризации и мобильной связи. Но есть у нашего века одна особенность, которая позволяет назвать его веком общения. Вы, ребята, учитесь, а мы – взрослые, ходим на работу. Все мы выполняем различные поручения, каждый день встречаемся с различными людьми. В стенах учреждения, вы, находитесь в постоянном общении с людьми: воспитателями, учителями, врачом, библиотекарем. У вас есть почти все материальные условия для правильного, всестороннего развития, условия для того, чтобы вы выросли физически здоровыми, красивыми, воспитанными людьми. Мы хотим зажечь в ваших сердцах неугасимый огонь человеческой доброты. И нам, вашим воспитателям, горько порой наблюдать в вас черты, несоответствующие нашей мечте. Вы иногда не уважаете и не цените чужой труд, не умеете правильно себя вести, бываете неряшливые. А главное в вас нет порой той сердечности, доброты, милосердия, того чуткого и деликатного отношения друг к другу и к окружающим людям, которые обязательны для каждого человека. Вот сегодня мы с вами и поговорим об этом. Тема нашего классного часа«Поведение и культура общения» . В процессе проведения нашего классного часа мы будем использовать тренинги.

Что такое тренинг?

(Это специальные тренировочные упражнения, в процессе которых люди должны учится понимать других людей, изучать себя и преодолевать свои недостатки.Учиться управлять своим поведением).

Что значит управлять своим поведением?

(Это стремление и умение жить с другими людьми в согласии и доброжелательности. Не причиняйте неудобств людям своим поведением).

Что зависит от нашего поведения и поступков?

(Отношение к нас людей, настроение наше и окружающих).

Нет, не все равно, как человек ест, ходит, садится, здоровается, обращается к людям, разговаривает с ними, а главное, как он поступает.

Давайте разберем ситуацию.

Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком неестественно и громко смеется, обиженно сказала: «Мое поведение – мое личное дело!».

Правильно ли она поступила? (Разбор ситуации)

В одном единственном случае правильно только тогда, когда человек, как Робинзон живет на необитаемом острове. Мы с вами не Робинзоны, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны для окружающих. И вести себя среди людей нужно так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно с нами, в соответствии с нормами и правилами поведения.

Что такое правило поведения?

(Это установленные нормы поведения).

Где вы встречаетесь с правилами поведения?

Нужны ли правила?

Представьте себе на минуту, что нет никаких правил. Что произойдет?

Для чего нужны правила поведения?

(чтобы был порядок, чтобы не ошибиться и не совершать плохих поступков)

Можно ли нарушать правила? Бывали ли случаи, когда вы нарушали их и чем это закончилось?

Умение управлять своим поведением, умение владеть собой зависит не только от того, знает ли человек правило поведения, умеет ли ими правильно пользоваться, но еще и от индивидуального уровня воспитанности и от волевых качеств человека.

Готовясь к нашему классному часу мы провели тестирование. Тест назывался «Нравственные качества человека».

Какие вы знаете положительные наиболее важные человеческие качества? (Ответы детей).

Задание 1. Необходимо открыть что-то хорошее в других людях. Вы видите положительные качества на доске, назовите 5 из них, которые украшают вашего соседа по парте.

Умная Любознательная Трудолюбивая

Мягкая Разносторонняя Толковая

Милая Старательная Вежливая

Деликатная Тактичная Искренняя

Душевная Отзывчивая Аккуратная

Красивая Симпатичная Мудрая

Надежная Эрудированная Добрая

Честная Воспитанная Справедливая

Вы назвали те качества, за которые любят и уважают человека.

Как вы считаете, можно ли воспитать в себе такие качества? Что для этого нужно? (Желание, старание и целеустремленность).

У каждого человека наряду с положительными качествами присутствуют и отрицательные. Один ученный назвал их «Драконы», которые мешают жить и добиваться намеченной цели. У нас это маленькие «Дракончики», которые, если их не укрощать, перерастают во взрослого «Дракона».

Задание 2. Назовите своих «Дракончиков»! (Лень, лживость, хвастливость, жадность, вранье, любопытство, несдержанность, хамство, ворчливость, грубость, задиристость, воровство, нечистоплотность).

Когда эти качества проявляются плохо не только самому человеку, но и людям находящимся рядом.

Задание 3. Продолжи поговорки

У себя как хочешь дорога любовь.

Не дорог подарок по делам гляди.

О пустяках спорить о гостям рад.

По одежде не суди не припасена и ложка.

Слово – серебро да навек ссора.

Хоть не богат, а в гостях, как велят.

От слова спасение дело упустить.

На незваного гостя молчание – золото.

В деревне, где живут одноногие, и от слова погибель.

От одного слова, надо идти на одной ноге.

Игра «Циферблат»

12 участников образуют «циферблат часов» – каждый из них соответствует определенной цифре на нем. Кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» показывает. Минутная стрелка – участник подпрыгивает, часовая стрелка – участник хлопает в ладоши .

Задание 4. В образах птиц и зверей высмеивают отрицательные черты человека. О ком так говорят?

- «Лиса своего хвоста не замарает» (О хитром нечестном человеке).

- «Как оса лезет в глаза» (Назойливый).

- «Надулся, как мышь на крупу» (Обидчивый).

- «Дома – петух, а на улице – курица» (Хвастливость.Кто грубит ближним, но не может дать отпор грубияну на улице).

- «Скользкий, как грусть или угорь» (Лживый, неискренний, изворотливый человек).

-«Сорока, где посидит, там и напакостит» (О человеческой непорядочности).

Мы с вами отметили, что в образе животных и птиц высмеивают нехорошие человеческие качества. Из этого вытекает следующие задание.

Задание 5. «Мне так хочется быть ….»

Какими бы вы хотели себя видеть? Перечислите.

Общение – это особый вид поведения, одна из форм человеческого взаимодействия. В процессе общения люди вырабатывают взаимопонимание, находят общий язык. Общение – это потребность каждого человека. Люди постоянно общаются друг с другом: обмениваются знаниями, мыслями, советуются, договариваются о чем-либо. И чтобы общение было приятно нужно владеть речью. Поговорим о культуре речи. И для того, чтобы высказать свою мысль, вам приходится подбирать слова. Мало того, что речь получается «корявая», некоторые из вас используют «бранные» слова», что говорит о бескультурье и невоспитанности. А знаете ли вы, что с «бранными» словами шутить нельзя? Нарушается связь между телом и душой. Некоторые ребята считают, что если они сквернословят, то они поступают, как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. А это говорит прежде всего об их невоспитанности. И чтобы окружающим было приятно с нами общаться мы разработали

основные правила общения .

Улыбайтесь, излучайте положительные эмоции. Веселый, жизнерадостный, спокойный человек всегда привлекает к себе людей.

Интересуйтесь с собеседником, как личностью.

Называйте собеседника по имени.

Слушайте и умейте распределять инициативу в разговоре.

Поддерживайте темы разговора, которые предложил собеседник.

Если человек умеет в общении использовать эти простые правила, тогда у него устанавливаются с людьми хорошие взаимоотношения.

Первое правило: «Возлюби ближнего своего как самого себя»

Второе правило: «Всегда поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой»

Задание 6. «Бумеранг-игра»

Что такое бумеранг? Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил.

Даны обрывки фраз, а вы попробуйте отгадать их окончания.

1.«Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жвачку. И вдруг я вспомнил …»

Примерный ответ: …что тоже, приклеивала жвачку куда попало, не думая о других людях.

2. «Приехала на водохранилище, а весь берег усыпан консервными банками и грязными пакетами. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ:….что тоже бросала мусор не думая о других людях.

3. «Забыла ручку и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ: … что тоже жадничала и не хотела делиться с другими.

4. «На перемене кто-то подставил подножку, я упала, а все засмеялись было больно и обидно. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ: …что я тоже ставила подножки одноклассникам и смеялась, когда они падали.

5. «Кто-то спрятал мою тетрадь, и я весь урок его искала, за это получила замечание в рапорте. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ:…что я тоже для смеха прятала чужие вещи.

6. «Мы убирали на школьном участке, и мне одной пришлось выносить кучи листьев, потому что все сбежали. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ: …что тоже иногда отлынивала от уборки, не думая, что за меня мою работу будут делать другие.

Итак, всё, что сделал человек плохого, потом возвращается к нему от других людей. ЗАПОМНИТЕ ЭТО!

Надо жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. Чтобы это помнить, давайте с вами вспомним законы «Не».

    Не спеши первым сесть за стол.

    Не разговаривай во время еды.

    Не забывай закрыть рот, когда жуёшь.

    Не чавкай, воздержись от благородной отрыжки.

    Не рвись в дверях выскакивать первой.

    Не перебивай говорящего.

    Не кричи и не повышай голос, если перед тобой нет глухих.

    Не размахивай руками.

    Не показывай пальцем на кого-бы-то ни было.

    Не передразнивай говорящего, даже если он заика.

    Не садись раньше старшего, без его разрешения.

    Не забудь снять шапку и верхнюю одежду входя в столовую.

    Не повторяй слишком часто «Я».

    Не имей привычку опаздывать.

    Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

    Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнула.

    Не держи руки в карманах.

    Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

    Не произноси слов, значения которых ты не знаешь.

    Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

Этими законами, ребята, руководствуйтесь в повседневной жизни.

Измерять себя, как личность нужно своим отношением к людям. Хороший человек прежде всего видит в людях хорошее, а плохой

плохое. Хороший человек не в силах оскорбить другого, плохой, наоборот, находит удовлетворение в унижении, оскорблении другого.

Когда мы говорим о культуре общения, то вкладываем в это понятие и способность управлять своим поведением и умением общаться. Вот важнейшие нормы нравственности, который стремился передать своим ученикам великий русский педагог В.А. Сухомлинский.

    Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница, между тем, что тебе кажется, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: Не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя было хорошо.

    Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье, плати им за это добром.

    Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: Кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь, тунеядец – это трутень, пожирающий мёд трудолюбивых пчел. Учение – твой первый труд .

    Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и без защитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла.

    Не будь равнодушным к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь не примерим к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло, обкрадывает общество.

РЕФЛЕКСИЯ . Подведем итоги.

    Какого человека называют воспитанным?

    Для чего нужны правила поведения?

    Нужно ли их выполнять?

    Что нужно, чтобы воспитать в себе положительные качества?

    Что зависит от вашего поведения и поступков?

    От чего зависит жизнь в вашем классе?

ВЫВОД:

Воспитанность, культура поведения делают нашу совместную жизнь удобной, приятной, разумной и красивой. Поверим в это горячо и искренне. Тогда всем окружающим: учителям, воспитателям, товарищам и даже незнакомым людям будет хорошо с нами. И нам будет хорошо и радостно среди людей. А без этого, пожалуй, счастья не бывает!

Классный час по теме:

Культура общения

Класса «Особый ребёнок»

Подготовила:

учитель класса

«Особый ребёнок»

Олейник Л.Г.

п. Горный

2014 год

Цели:

1.Формирование внутренней культуры детей.

2.Развивать умение правильно оценивать себя и других.

3.Формировать навыки культурного поведения в

Повседневной жизни и опыт нравственных

Взаимоотношений в коллективе.

Оборудование: иллюстративный материал, карточки со словами.

Словарная работа: неотёсанный, общение.

Ход мероприятия:

    Приветствие.

Здравствуйте дети, поприветствуйте наших гостей и тихонечко садитесь.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок

Он пойдёт ребятам впрок

Постарайтесь всё понять

И отлично отвечать.

    Сообщение темы классного часа.

Сегодня мы поговорим о культуре общения. А что же такое общение? Общение- это передача информации от человека к человеку. У общения есть положительные и отрицательные качества

3. Качества общения.

Давайте с вами назовём положительные и отрицательные

качества.

( Вывесить на доску ромашку ).

4.Беседа.

Ребята, а вы знаете чем отличаются культурные растения от диких? Например дикая груша от культурной?

Примерные ответы детей:

-Дикая растёт где попало, а культурная в саду.

-За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную удобряют, поливают, прививают.

-Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной- хорошие.

Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?

Примерные ответы детей:

- Дикие, некультурные не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно.

Как вы считаете, человеку приятнее общаться с культурным человеком или диким? Конечно приятней и интересней с культурным человеком. Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно это сделать? Что можно сделать чтобы он стал культурным? Можно сделать прививку?

Примерные ответы детей

-Можно сделать прививку от гриппа

-Можно привить правила культурного поведения, хорошие

манеры, навыки, привычки.

Если мы это всё привьём, то каким он станет? Правильно

культурным. Что значит быть культурным?

Примерные ответы детей: -Это значит соблюдать правила культурного поведения.

-Значит вести себя так, чтобы не опозориться.

- А как вы думаете, какого человека называют «неотёсанным»?

Примерные ответы детей

- Человека невоспитанного, необразованного, некультурного. - Того, который ничему не учился.

Действительно, обтесать бревно или камень- это значит сделать их гладкими, блестящими. Неотёсанный- это значит необработанный, а в переносном значении значит - невоспитанный, невежественный человек.

5.Правила общения.

Ребята, а вы знаете, что самое главное в культуре общения? Это обращение. На «ты» следует обращаться только к близким друзьям и детям, младше 18 лет. Ко всем прочим даже к незнакомым людям одного с вами возраста, следует обращаться только на «вы». При этом правила хорошего тона предписывают при посторонних переходить на «вы» и называть по имени-отчеству друга или родственника. Споткнувшись в произнесении или перепутав имя, следует извиниться. Анекдоты и забавные истории хороши только к месту. Неприлично пристально разглядывать и долго наблюдать за человеком, особенно когда он ест.

6. Работа со стихотворением и его анализ.

А сейчас ребята прочитают нам стихотворение «Ежели вы вежливы».

Ученики читают стихотворение:

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе .

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы - то есть сами.

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

Вы книжечку вернете

В опрятном, не измазанном

И целом переплете.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Молодцы, хорошо прочитали, а теперь ответьте:

О чём говорится в этом стихотворении? Что вы для себя взяли на заметку?

7. Сказка «Вежливый кролик»

Послушайте сказку:

«Вежливый кролик» Жил-был кролик. Он был очень воспитанный, вежливый. Однажды он шел из чащи леса домой, как вдруг небо потемнело, надвинулись тучи, закрывая солнце, полил дождь. На пути была огромная пещера. Кролик решил там переждать дождь. Но он не знал, что там живёт старая ядовитая змея. Она редко выползала из пещеры, потому что не любила солнце, свет, зелень и вообще всю красоту вокруг. Кролик не вошёл сразу в пещеру, он вежливо спросил:

-Уважаемая пещера, разрешите войти мне и переждать дождь?

-Заходи, кролик!

-Простите, я не знал, что здесь ещё кто-то живёт. Всего доброго, до свидания, не смею вас больше беспокоить.

Он со всех ног бросился бежать домой. Змея, разозлившись, зашипела:

-Ох уж мне эти вежливые кролики!

Понравилась ли вам сказка? О чём эта сказка? Вот что значит культура общения. Будьте всегда вежливы и культурны.

8. Физминутка:

Дышим носом глубоко- поднимаемся легко.

Наклоняемся вперёд, прогибаемся назад,

Как деревья ветер гнёт,

Так качаемся мы в лад (наклоны вперёд- назад)

Головой теперь покружим

Так мы лучше думать будем

Поворот и поворот,

А теперь наоборот (вращение головой в стороны)

Станем дети на носочки

На зарядке ставим точку.

9. Сценки:

Ребята, давайте с вами разыграем несколько сценок:

    Эй, Саша - Чего тебе, Игорь?
    - Я сегодня ручку забыл. У тебя есть запасная ручка?
    - Есть.

    - Дай мне.
    - На бери.

Дети как вы думаете, культурно ли ребята обращались? А как надо правильно?

    - Здравствуй, Саша - Здравствуй, Игорь - Я сегодня ручку забыл. Скажи, пожалуйста, у тебя есть запасная ручка?
    - Есть.
    - Дай мне, пожалуйста.
    - Возьми.
    - Спасибо!
    Ребята, скажите, о чём говорится в этой сценке? В ней говорится, что надо вести себя вежливо.

10. Игра "Шаг на встречу"

- Ребята давайте с вами поиграем в игру.

К доске прошу выйти двух друзей и встать лицами друг к другу с разных сторон класса. Ваша задача: сделать шаг навстречу друг другу с разных сторон класса и сказать другу что-либо приятное.

А теперь пожмите друг другу руку и скажите приятные слова.

МОЛОДЦЫ

11. Стихотворение

- А сейчас прослушайте стихотворение:

В музее, кинотеатре и трамвае

О том, о сем друг с другом говорим,

Но часто одного не замечаем,

Что, как в лесу дремучем, мы кричим.

О том, что мы вчера ходили в гости,

Что папа подарил велосипед,

У дедушки к дождю разнылись кости,

А, между прочим, дождика все нет.

Пожалуйста, потише!

Тсс... Тсс! Ч-ч-ч!

В какое бы общественное место

Судьба сегодня вас ни привела,

Учтите, никому не интересно

Все знать про ваши личные дела.

Про то, что к вам приехал дядя Коля,

Что кошка утащила пять котлет,

Что вы немножко пошалили в школе,

А маму вызывает педсовет.

Пожалуйста, потише!

Совсем необязательно кричать!

Ведь вас и так услышат,

Попробуйте все тихо рассказать!

11. Вывод:

Культура общения нужна, так как без неё люди не будут уважать друг друга и дети должны брать пример у взрослых. На этом классный час мы заканчиваем. Спасибо нашим гостям.

Похожие статьи

© 2024 v-dud.ru. Информационный онлайн журнал.