Денежная реформа в Индии: хотели как лучше. Денежная реформа в индии: технология, цели, последствия Денежная реформа в индии для туристов

Запустили в «самой большой демократии мира» - Республике Индия. Там власти объявили о единовременном и немедленном выводе из обращения всех купюр достоинством 500 и 1000 рупий (соответственно, 7,5 и 15 долларов по текущему курсу), начиная с сегодняшнего дня.

Формально это делается для борьбы с участившимися подделками банкнот - в точности так же, как советский премьер-свиноёжик Павлов объяснял в 1991 году изъятие купюр достоинством в 50 и 100 рублей. Как и в СССР четверть века назад , власти Индии дали населению ровно трое суток на сдачу государству дензнаков отменённого образца. Но на этом сходство двух денежных реформ заканчивается и начинаются различия.

Целью Павлова было вполне циничное ограбление жителей СССР, отъём накоплений граждан под предлогом борьбы с происками внешних врагов (которые якобы наводнили советский рынок поддельными сторублёвками). Таким способом большевики рассчитывали победить товарный дефицит в СССР. Если отнять у людей деньги, они не смогут покупать товары - рассуждала советская власть. Соответственно, обменять разрешалось не более 1000 рублей на человека. При этом само по себе обращение купюр в 50 и 100 рублей в СССР сохранялось - для этого вводились деньги нового образца, того же достоинства.

В Индии с сегодняшнего дня фактически объявлен вне закона оборот наличных денег в размере, превышающем $150 , независимо от достоинства купюр. Новых банкнот по 500 и 1000 рупий индийский центробанк печатать не собирается. Подразумевается, что все сделки с крупными суммами отныне и далее будут проводиться в безналичной форме, доступной электронному учёту и госконтролю. При этом сумма в отменённых купюрах, которую индийцам разрешается сохранить в собственности, ничем, кроме сроков сдачи наличности (72 часа от объявления реформы), не ограничена. Зато вводится жёсткий потолок обращения нала, независимо от достоинства купюр. То есть деньги, накопленные населением в виде банкнот по 500 и 1000 рупий, в основном не обмениваются на купюры меньшего достоинства, а принудительно депонируются на банковских счетах владельцев. Их нужно отнести в отделение банка и положить на свой счёт. На наличные другого номинала можно обменять сумму, не превышающую 4000 рупий ($60 ) за один подход. Всё, что свыше этого порога, подлежит зачислению на банковский счёт.

Работа всех банкоматов в Индии сегодня полностью прекращена. Когда они вновь откроются, с одной карты нельзя будет снять более 2000 рупий в день до 18 ноября, и более 4000 рупий в день с 19 ноября. В обменниках квота на снятие/обмен наличной валюты устанавливается в размере 10.000 ₹/сутки или 20.000 ₹ в неделю. Когда откроются банкоматы, индийский центробанк знать не может, потому что его инструкцией предписан запрет на выдачу купюр в 500/1000 ₹, который требует от банков технической «калибровки» своих терминалов, и нет прогноза, сколько она может занять.

Хорошая новость для держателей крупных сумм в рупиях состоит в том, что на банкоматы не распространяется 72 -часовая квота по обмену банкнот. В терминалах, позволяющих операцию зачисления наличных денег на банковский счёт, приём выведенных из оборота купюр разрешён de jure до 30 декабря 2016 года. Вот смогут ли банки так «откалибровать» свои терминалы, чтобы банкноты определённого достоинства принимались от граждан, но не выдавались им же в операциях снятия - вопрос открытый. На практике такое возможно (например, в России банкоматы инвалюту выдают, но не принимают), но неизвестно, сколько времени займёт перепрограммирование терминалов у коммерческих индийских банков, и захотят ли они с этим заморачиваться.

Иностранным туристам, находящимся в Индии, разрешается поменять имеющиеся у них на руках банкноты в 500/1000 ₹ в любом количестве обратно на инвалюту, но только при условии наличия у них на руках документа о предшествующем обмене той самой валюты на рупии. Это, конечно же, в некотором роде блядство, потому что лично я за 15 лет путешествий по Индии ни разу не менял доллары, евро или рубли на рупии: я всегда снимал местную валюту по картам в банкоматах, по квоте в 10.000 ₹ за один подход, и никакой квитанции об обмене при этом не получал, хотя de facto деньги при этом конвертировались с рублёвого, долларового, еврового или шекелевого счёта.

Но проблемы иностранцев правящую в Индии партию BJP не волнуют от слова совсем: она вообще выступает против пребывания в Индии любых иноверцев, включая не только русских туристов, но также и десятки миллионов местных христиан, мусульман, джайнов, сикхов и даже парсов, единоверцев Фредди Меркьюри, бежавших из Ирана тысячу лет назад. Чтобы кто не перепутал, правящая ныне в Индии «Бхаратья Джаната Парти» - самая успешная в мировой истории инкарнация гитлеровской NSDAP, если смотреть на её идеологическую программу и практику первичных отделений. Но она давно и успешно выигрывает выборы всех уровней в «самой большой демократии мира», просто потому, что альтернативная политическая сила в Индии - созданный Махатмой Ганди «Индийский национальный конгресс» - 65 лет назад разменяла свою цивилизованную демократическую повестку на коррупционные ништяки, как Чубайс и компания в нулевые годы. Вообще, история индийской политической нации - важный и полезный урок для России. Увы, не выученный. Но этот пост - не о ней, а об обмене купюр.

В общем и целом, денежная реформа, провозглашённая Нарендрой Моди - совершенно гениальный антикоррупционный ход, всему миру на зависть. Оборот неучтённого нала в Индии сегодня превышает ВВП стран-участниц BRICS. Покончить с этой финансовой архаикой за 72 часа - это challenge, не снившийся Петру Великому. Особенно важно понимать, что мера противоречит экономическим интересам миллиарда с лишним человек, с рождения живущих в условиях теневой экономики, без учёта, контроля и декларирования любых доходов. Но вот взяли и сделали, за 72 часа, разом перевели всю свою финансовую отрасль в XXI век, и никакие скрепы им не помешали.

Чисто для справки, в России похожая реформа тоже лоббировалась 10 лет назад: айтишники предлагали Администрации президента план перевода страны на безналичный расчёт, с конкретными техническими решениями и сроками реализации. Ответ Владислава Юрьевича Суркова на эти предложения был предельно внятен: «Нашу власть устраивает сложившийся баланс между чёрным, серым и белым налом».

В этом, вероятно, и состоит отличие демократии от клептократии.
В демократии Нарендре Моди приходится принимать непопулярные меры против воровства.
А в клептократии полагаются на Дмитрия Киселёва, и его волшебную способность убедить 86 % в пользительности того самого воровства.
Неудивительно, что мы отстали от Индии на 1000 лет не только в сфере медицины и соцобеспечения .

Сохранено

В ночь с 8 на 9 ноября 2016 года в Индии началась денежная реформа. Суть её проста: выведение из обращения денежных купюр номиналом 500 рупий (примерно 7,5 долл. США) и 1000 рупий (примерно 15 долл. США). С 9 ноября 2016 года такие купюры недействительны и подлежат обмену на денежные знаки нового образца номиналом 500 и 2000 рупий либо зачислению на счета в банках.

Обменять старые купюры на новые или зачислить их на счета можно до 30 декабря 2016 года. Информация о суммах, положенных на банковские депозиты в период с 10 ноября по 30 декабря, будет сравниваться с налоговыми декларациями, а при обнаружении серьёзного расхождения нарушителям придётся выплатить недостающие налоги и штраф в размере до 200%. А в сентябре окончился срок налоговой амнистии, благодаря которой были задекларированы 652,5 млрд. рупий неучтённых доходов граждан (около 0,5% ВВП). Эксперты отмечают, что налоговой амнистией воспользовались немногие, от неё ожидали большего. Теперь налоговым уклонистам предстоит серьёзное испытание.

Подобного рода денежные реформы в мировой практике - не новость. Нынешняя индийская реформа относится к разряду самых простых. Официально заявленные цели реформы - борьба с коррупцией, финансированием терроризма, теневой экономикой, подделкой купюр и повышение собираемости налогов.

Мировые СМИ внимательно следят сейчас за Индией, но основное внимание они обращают на волнения, возникшие в связи с реформой. По состоянию на конец октября 2016 года наличная денежная масса в обращении в Индии составляла примерно 17,77 трлн. рупий (около 260 млрд. долл. США). От общего количества банкнот изымаемые купюры составляют 25%, но по стоимости это 86% всей наличной денежной массы страны. На этой наличности держатся розничная торговля и сфера услуг, роль этих банкнот в жизнеобеспечении 1,3 млрд. человек населения Индии трудно переоценить.

Разработчики реформы создали своеобразные «бутылочные горлышки», ограничивающие обмен старых купюр на новые. Банкам было разрешено производить обмен сумм до 4000 рупий (60 долл. США) на одного человека при условии предъявления удостоверения личности и письменной заявки на обмен. 14 ноября лимит был увеличен до 4500 рупий. Получается, что если человек будет каждый день обменивать указанные суммы вплоть до нового года (предельный срок), то ему удастся получить сумму, эквивалентную примерно 3,5 тысячи долларов США.

Состоятельные люди, имеющие банковские счета и банковские карты, имеют альтернативные способы получения новых купюр. Однако и здесь установлены ограничения. В частности, с 10 ноября 2016 года был введен лимит на снятие наличных с банковских счетов в 10 000 рупий (150 USD) в день или 20 000 рупий (300 USD) в неделю. С 14 ноября суточный лимит был увеличен до 24 000 рупий (360 долл. США). Для банкоматов лимит снятия денег в виде новых купюр определён в 2500 рупий (37 долл. США). Желающие снять деньги в виде купюр мелкого достоинства ограничены суммой в 2000 рупий в сутки (30 долл. США).

Предусмотрена возможность обмена и довольно больших сумм наличных на знаки нового образца, но тут для гражданина могут возникать сложности. В случае обмена более 250 000 рупий (примерно 3 700 долл. США) необходимо предъявить налоговую декларацию, где обмениваемые суммы задекларированы, либо заплатить с обмениваемых сумм налоги. Здесь налицо элемент конфискационной реформы.

Разработчики реформы сконструировали «бутылочные горлышки», чтобы отфильтровать «чистые» деньги от «грязных», но необходимую техническую подготовку к реформе не провели. А она требовалась. Количество банкоматов, выдававших мелкие купюры, было недостаточно, к ним выстроились километровые очереди, а работа самих банкоматов то и дело прекращалась из-за того, что кончались деньги. К тому же новые купюры имели другие размеры, а техника под них не была переналажена. Министр финансов Арун Джейтли признал, что 200 тысяч банкоматов не готовы к работе с новыми купюрами, а для их переналадки потребуются 2-3 недели.

Индийская пресса отмечает, что больше всех, как обычно, пострадали бедные. Участились случаи возникновения около банков и банкоматов толп, блокирующих движение транспорта. В результате толкотни в очередях, многочасовых стояний, потасовок и даже жестоких драк появились жертвы. По данным прессы, уже поплатились жизнями около 80 человек. Резко снизились обороты в сети розничной торговли, ресторанах, кафе, других учреждениях услуг.

Властям пришлось в авральном порядке вносить коррективы в правила проведения реформы. Был разрешён приём купюр в 500 и 1000 рупий на автозаправочных станциях, в государственных медицинских учреждениях, при продаже железнодорожных и авиационных билетов, в государственных молочных и диетических магазинах. Сначала такое разрешение действовало до 11 ноября, затем этот срок продлевался ещё дважды. Практически каждый день в правила проведения реформы власти вносят всё новые коррективы, пытаясь снизить возникшую в стране напряжённость.

Состоятельные граждане стали прибегать к услугам импровизированных меняльных контор. Речь идёт о предприимчивых лицах, собирающих бригады бедняков, которые за умеренную плату стоят в очередях и меняют старые знаки на новые. Бригадиры контролируют рядовых членов, собирают наличные деньги и передают заказчику. Несмотря на длиннейшие очереди, некоторые члены меняльных бригад умудряются за сутки собрать двойную или даже тройную норму. Банки, занимающиеся разменом купюр, пытались не допустить нарушения норм суточного обмена - ставили приходящим клиентам на теле знаки несмываемой краской. Однако находчивые индийцы уже научились эту краску удалять.

К категории наиболее пострадавших можно также отнести иностранных туристов. Для них отдых в Индии был испорчен. Частично негативный эффект удалось смягчить, разрешив в течение первых трёх дней реформы размен в банках сумм до 5 тысяч рупий (75 долл. США), но мытарства иностранных туристов продолжаются - хотя бы потому, что они не могут воспользоваться банкоматами, не налаженными на работу с новыми купюрами. Многие, имевшие несчастье приехать в Индию в это трудное время, не имеют на руках никаких рупий - ни старых, ни новых. Подступиться к банкам, чтобы поменять доллары, евро и другие валюты на новые рупии, почти невозможно. Свои услуги предлагают уличные менялы, но продают рупии по головокружительному курсу.

Денежная реформа в Индии преследует одну важную цель, не объявленную властями страны. Эта цель - загнать население в банковскую систему, ограничив использование наличных денег. Предыдущая реформа проводилась в Индии в 1978 году. Тогда из обращения изымались банкноты достоинством 1000, 5000 и 10.000 рупий. Была сделана важная попытка ограничить использование крупных купюр в качестве средства накопления и заставить граждан пользоваться услугами банков. Однако в Индии слишком привыкли полагаться на наличные деньги не только как средство обращения, но и как средство накопления. Причин этому много, а самая главная та, что при открытии вклада свыше 50.000 рупий (750 долл. США) от вкладчика требуется справка о происхождении денег.

Вообще, такая система фильтров создана для борьбы с «грязными» деньгами в теневом секторе экономики. По оценкам Всемирного банка, в Индии этот сектор составляет около 25% всей экономики (есть и более высокие оценки - 30-35%). Пытаясь ограничить теневой сектор, власти, однако, забывают, что из всех занятых в нём на тех, кто вовлечён в криминальный бизнес (наркотики, торговля людьми, оружием и т.п.), приходится примерно 1 процент. Остальные 99% - те, кто не может найти работы в легальном секторе и выживает как умеет. Таких людей, вынужденно работающих «в тени», в Индии насчитываются миллионы, если не десятки миллионов. Они пользуются лишь наличными деньгами, а банковские счета могут открывать только на мизерные суммы, которые не требуют справок.

Индийская пресса сообщает, что проблемы возникли у местных торговцев хлопком: после неожиданного объявления реформы поставки растительного волокна сократились наполовину, а цены выросли. Большинство фермеров продаёт свой урожай за наличные, а сложившаяся в стране ситуация их отпугивает. Даже официальная статистика фиксирует, что уровень безработицы в Индии приближается к 10%, а это несколько десятков миллионов человек. Многие из них поддерживают существование лишь за счёт теневого сектора.

За первые две недели с начала реформы было обменено или депонировано в банки купюр старого образца на сумму, эквивалентную 80 млрд. долл. Это примерно 40% всей массы купюр. Процесс дальнейшего «переоформления» старых денежных знаков затормозился. Эксперты полагают, что до конца года будет «переоформлено» с большим трудом ещё примерно столько же, а 20% денег «сгорят». Ожидаемый конфискационный эффект достигнет 40 млрд. долл. Впрочем, такого эффекта, возможно, достичь не получится. До нового года десятки миллионов бедняков будут востребованы в качестве меняльщиков, обслуживающих состоятельных индийцев. Последние надеются, что «помощники» всё-таки обеспечат им полную конвертацию старых знаков в новые.

Индия среди стран третьего мира принадлежит к тем, где доля наличных денег в общем объёме денежной массы (наличные плюс безналичные) приближается к показателям экономически развитых стран и составляет 10-15%. Для сравнения: в еврозоне этот показатель близок к 10%; в России - 20-25%; в экономически наименее развитых странах (например, ЦАР, Чад, Афганистан) - от 40 до 50%. Нынешняя реформа призвана подтолкнуть жителей Индии к более активному использованию безналичных денег, к превращению их в пожизненных клиентов банков. Оборотной стороной реформы может стать лишение миллионов граждан Индии последних средств к существованию. Политические оппоненты премьер-министра Моди уже заявили о намерении объединиться и воспрепятствовать дальнейшей демонетизации экономики.

Одним из первых последствий реформы стало то, что власти пытаются загнать страну в «безнал», а у населения возникла обратная реакция. Даже те, кто давно пользовался «пластиком» (дебетовыми и кредитными картами) и банковскими счетами, теперь думают, как бы дистанцироваться от банков и не оказаться в «электронно-банковском концлагере». Реформа породила недоверие к наличным деньгам своего государства, эксперты ожидают роста спроса на иностранную наличную валюту. Отчасти эти настроения уже отразились на курсе индийской рупии, который упал по отношению к доллару и другим ведущим валютам мира.

Валентин Катасонов , д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

В ночь с 8 на 9 ноября 2016 года в Индии началась денежная реформа. Суть её проста: выведение из обращения денежных купюр номиналом 500 рупий (примерно 7,5 долл. США) и 1000 рупий (примерно 15 долл. США). С 9 ноября 2016 года такие купюры недействительны и подлежат обмену на денежные знаки нового образца номиналом 500 и 2000 рупий либо зачислению на счета в банках.

Обменять старые купюры на новые или зачислить их на счета можно до 30 декабря 2016 года. Информация о суммах, положенных на банковские депозиты в период с 10 ноября по 30 декабря, будет сравниваться с налоговыми декларациями, а при обнаружении серьёзного расхождения нарушителям придётся выплатить недостающие налоги и штраф в размере до 200%. А в сентябре окончился срок налоговой амнистии, благодаря которой были задекларированы 652,5 млрд. рупий неучтённых доходов граждан (около 0,5% ВВП). Эксперты отмечают, что налоговой амнистией воспользовались немногие, от неё ожидали большего. Теперь налоговым уклонистам предстоит серьёзное испытание.

Подобного рода денежные реформы в мировой практике – не новость

Нынешняя индийская реформа относится к разряду самых простых. Официально заявленные цели реформы – борьба с коррупцией , финансированием терроризма , теневой экономикой, подделкой купюр и повышение собираемости налогов.

Мировые СМИ внимательно следят сейчас за Индией, но основное внимание они обращают на волнения, возникшие в связи с реформой. По состоянию на конец октября 2016 года наличная денежная масса в обращении в Индии составляла примерно 17,77 трлн. рупий (около 260 млрд. долл. США). От общего количества банкнот изымаемые купюры составляют 25%, но по стоимости это 86% всей наличной денежной массы страны. На этой наличности держатся розничная торговля и сфера услуг, роль этих банкнот в жизнеобеспечении 1,3 млрд. человек населения Индии трудно переоценить.

Разработчики реформы создали своеобразные «бутылочные горлышки», ограничивающие обмен старых купюр на новые. Банкам было разрешено производить обмен сумм до 4000 рупий (60 долл. США) на одного человека при условии предъявления удостоверения личности и письменной заявки на обмен. 14 ноября лимит был увеличен до 4500 рупий. Получается, что если человек будет каждый день обменивать указанные суммы вплоть до нового года (предельный срок), то ему удастся получить сумму, эквивалентную примерно 3,5 тысячи долларов США.

Состоятельные люди, имеющие банковские счета и банковские карты, имеют альтернативные способы получения новых купюр. Однако и здесь установлены ограничения. В частности, с 10 ноября 2016 года был введен лимит на снятие наличных с банковских счетов в 10 000 рупий (150 USD) в день или 20 000 рупий (300 USD) в неделю. С 14 ноября суточный лимит был увеличен до 24 000 рупий (360 долл. США). Для банкоматов лимит снятия денег в виде новых купюр определён в 2500 рупий (37 долл. США). Желающие снять деньги в виде купюр мелкого достоинства ограничены суммой в 2000 рупий в сутки (30 долл. США).

Предусмотрена возможность обмена и довольно больших сумм наличных на знаки нового образца, но тут для гражданина могут возникать сложности. В случае обмена более 250 000 рупий (примерно 3 700 долл. США) необходимо предъявить налоговую декларацию, где обмениваемые суммы задекларированы, либо заплатить с обмениваемых сумм налоги. Здесь налицо элемент конфискационной реформы.

Разработчики реформы сконструировали «бутылочные горлышки», чтобы отфильтровать «чистые» деньги от «грязных», но необходимую техническую подготовку к реформе не провели. А она требовалась. Количество банкоматов, выдававших мелкие купюры, было недостаточно, к ним выстроились километровые очереди, а работа самих банкоматов то и дело прекращалась из-за того, что кончались деньги. К тому же новые купюры имели другие размеры, а техника под них не была переналажена. Министр финансов Арун Джейтли признал, что 200 тысяч банкоматов не готовы к работе с новыми купюрами, а для их переналадки потребуются 2-3 недели.

Индийская пресса отмечает, что больше всех, как обычно, пострадали бедные

Участились случаи возникновения около банков и банкоматов толп, блокирующих движение транспорта. В результате толкотни в очередях, многочасовых стояний, потасовок и даже жестоких драк появились жертвы. По данным прессы, уже поплатились жизнями около 80 человек. Резко снизились обороты в сети розничной торговли, ресторанах, кафе, других учреждениях услуг.

Властям пришлось в авральном порядке вносить коррективы в правила проведения реформы

Был разрешён приём купюр в 500 и 1000 рупий на автозаправочных станциях, в государственных медицинских учреждениях, при продаже железнодорожных и авиационных билетов, в государственных молочных и диетических магазинах. Сначала такое разрешение действовало до 11 ноября, затем этот срок продлевался ещё дважды. Практически каждый день в правила проведения реформы власти вносят всё новые коррективы, пытаясь снизить возникшую в стране напряжённость.

Состоятельные граждане стали прибегать к услугам импровизированных меняльных контор. Речь идёт о предприимчивых лицах, собирающих бригады бедняков, которые за умеренную плату стоят в очередях и меняют старые знаки на новые. Бригадиры контролируют рядовых членов, собирают наличные деньги и передают заказчику. Несмотря на длиннейшие очереди, некоторые члены меняльных бригад умудряются за сутки собрать двойную или даже тройную норму. Банки, занимающиеся разменом купюр, пытались не допустить нарушения норм суточного обмена – ставили приходящим клиентам на теле знаки несмываемой краской. Однако находчивые индийцы уже научились эту краску удалять.

К категории наиболее пострадавших можно также отнести иностранных туристов. Для них отдых в Индии был испорчен. Частично негативный эффект удалось смягчить, разрешив в течение первых трёх дней реформы размен в банках сумм до 5 тысяч рупий (75 долл. США), но мытарства иностранных туристов продолжаются – хотя бы потому, что они не могут воспользоваться банкоматами, не налаженными на работу с новыми купюрами. Многие, имевшие несчастье приехать в Индию в это трудное время, не имеют на руках никаких рупий – ни старых, ни новых. Подступиться к банкам, чтобы поменять доллары, евро и другие валюты на новые рупии, почти невозможно. Свои услуги предлагают уличные менялы, но продают рупии по головокружительному курсу.

Денежная реформа в Индии преследует одну важную цель, не объявленную властями страны. Эта цель – загнать население в банковскую систему, ограничив использование наличных денег. Предыдущая реформа проводилась в Индии в 1978 году. Тогда из обращения изымались банкноты достоинством 1000, 5000 и 10.000 рупий. Была сделана важная попытка ограничить использование крупных купюр в качестве средства накопления и заставить граждан пользоваться услугами банков. Однако в Индии слишком привыкли полагаться на наличные деньги не только как средство обращения, но и как средство накопления. Причин этому много, а самая главная та, что при открытии вклада свыше 50.000 рупий (750 долл. США) от вкладчика требуется справка о происхождении денег.

Вообще, такая система фильтров создана для борьбы с «грязными» деньгами в теневом секторе экономики. По оценкам Всемирного банка, в Индии этот сектор составляет около 25% всей экономики (есть и более высокие оценки – 30-35%). Пытаясь ограничить теневой сектор, власти, однако, забывают, что из всех занятых в нём на тех, кто вовлечён в криминальный бизнес (наркотики, торговля людьми, оружием и т.п.), приходится примерно 1 процент. Остальные 99% – те, кто не может найти работы в легальном секторе и выживает как умеет. Таких людей, вынужденно работающих «в тени», в Индии насчитываются миллионы, если не десятки миллионов. Они пользуются лишь наличными деньгами, а банковские счета могут открывать только на мизерные суммы, которые не требуют справок.
Индийская пресса сообщает, что проблемы возникли у местных торговцев хлопком: после неожиданного объявления реформы поставки растительного волокна сократились наполовину, а цены выросли. Большинство фермеров продаёт свой урожай за наличные, а сложившаяся в стране ситуация их отпугивает. Даже официальная статистика фиксирует, что уровень безработицы в Индии приближается к 10%, а это несколько десятков миллионов человек. Многие из них поддерживают существование лишь за счёт теневого сектора.

За первые две недели с начала реформы было обменено или депонировано в банки купюр старого образца на сумму, эквивалентную 80 млрд. долл. Это примерно 40% всей массы купюр. Процесс дальнейшего «переоформления» старых денежных знаков затормозился. Эксперты полагают, что до конца года будет «переоформлено» с большим трудом ещё примерно столько же, а 20% денег «сгорят». Ожидаемый конфискационный эффект достигнет 40 млрд. долл. Впрочем, такого эффекта, возможно, достичь не получится. До нового года десятки миллионов бедняков будут востребованы в качестве меняльщиков, обслуживающих состоятельных индийцев. Последние надеются, что «помощники» всё-таки обеспечат им полную конвертацию старых знаков в новые.

Индия среди стран третьего мира принадлежит к тем, где доля наличных денег в общем объёме денежной массы (наличные плюс безналичные) приближается к показателям экономически развитых стран и составляет 10-15%. Для сравнения: в еврозоне этот показатель близок к 10%; в России – 20-25%; в экономически наименее развитых странах (например, ЦАР, Чад, Афганистан) – от 40 до 50%. Нынешняя реформа призвана подтолкнуть жителей Индии к более активному использованию безналичных денег, к превращению их в пожизненных клиентов банков. Оборотной стороной реформы может стать лишение миллионов граждан Индии последних средств к существованию. Политические оппоненты премьер-министра Моди уже заявили о намерении объединиться и воспрепятствовать дальнейшей демонетизации экономики.

Одним из первых последствий реформы стало то, что власти пытаются загнать страну в «безнал», а у населения возникла обратная реакция. Даже те, кто давно пользовался «пластиком» (дебетовыми и кредитными картами) и банковскими счетами, теперь думают, как бы дистанцироваться от банков и не оказаться в «электронно-банковском концлагере». Реформа породила недоверие к наличным деньгам своего государства, эксперты ожидают роста спроса на иностранную наличную валюту. Отчасти эти настроения уже отразились на курсе индийской рупии, который упал по отношению к доллару и другим ведущим валютам Мира.

Очередь в отделение банка в Калькутте на обмен купюр 10 ноября 2016 года // by Biswarup Ganguly

Премьер-министр Индии Нарендра Моди 8 ноября объявил о начале с нуля часов 9 ноября 2016 г. денежной реформы под девизом «Чистые рупии». В своём обращении к нации Н. Моди обозначил её главные цели - искоренение коррупции, выведение капиталов из тени, повышение сбора налогов, борьба с терроризмом.

Экономика Индии в третий год премьерства Нарендры Моди продолжила развитие с темпами роста ВВП 7,3-7,5%. Этот показатель остается одним из самых высоких в мировом хозяйстве, хотя и не удалось достичь 7,9%, как предполагалось ранее. Не произошло заметного роста промышленности, соответственно, сдвигов в структуре ВВП. Правительство продолжает пользоваться поддержкой большинства населения, в том числе растущего городского среднего класса, благодаря высокой популярности Н. Моди. Однако правящая Бхаратия Джаната парти (БДП), как и в предыдущие годы, не смогла провести через верхнюю палату парламента Индии закон о налогах и сборах, взымаемых с поставщиков товаров и услуг при пересечении внутренних границ между штатами. Принятие этого закона позволит создать единый гигантский рынок, оживить внутреннюю торговлю и увеличить налоговые поступления в федеральный бюджет. Как стало правилом при Н. Моди, эта задача отражена лозунгом: «Make in India by making one India», («Производить в Индии, создав единую Индию»). Партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК), основной оппонент БДП, не первый год препятствует принятию этого закона, ограждая интересы крепнущих местных элит. Определенные трудности для правительства возникли в связи с плохим урожаем бобовых, что потребовало увеличения их импорта. Недавно принятая амнистия капиталов, выведенных ранее из страны, не принесла заметных результатов. На состоянии экономики Негативно сказывается сокращение экспортных поступлений из-за спада в мировом хозяйстве. Индия остро нуждается в притоке прямых иностранных инвестиций.

На этом сложном фоне после длительного перерыва в Индии началась очередная денежная реформа. Предыдущая реформа с изъятием крупных купюр достоинством 1000, 5000 и 10000 рупий, была проведена в 1978 г., тогда экономика Индии была типично аграрно-индустриальной с традиционным сектором услуг. Объявленные цели нынешней реформы необходимы для дальнейшего развития страны, но трудно реализуемы в силу объективно сложившихся условий. Коррупция в Индии не самостоятельное явление, но устойчивая, пронизывающая хозяйственную ткань страны система. Как социально-экономический фактор она переплетается с традициями и с современными рыночными отношениями. То же самое можно сказать и о теневой экономике. Её масштабы в Индии точно не определены, как и в большинстве развивающихся стран. Всемирный банк считает, что теневой сектор составляет в Индии 25% ВВП, называют также показатель 30-35%. В «тени» занята значительная часть рабочей силы, производство товаров и услуг, необлагаемых денежных потоков. Налоги в Индии официально платит лишь 2% населения. В 2014/15 г. недобор налогов составил порядка 100 млрд. в долларовом эквиваленте. Именно теневой сектор - важный источник средств для криминальных структур, а также террористических формирований. «Удар по чёрному рынку», как характеризуют в печати реформу 2016, имеет конкретные, но трудно реализуемые задачи.

Денежная реформа прекращает действие и выводит из оборота самые крупные и распространенные национальные банкноты достоинством 500 и 1000 рупий (по курсу 480 и 960 рублей), составляющие 86% всей денежной массы в стране. Они потеряли покупательную способность и изымаются государством из обращения. В ночь на 9 ноября 2016 г. вступила в силу процедура конвертации старых общенациональных денежных купюр на новые, которые стали немного крупнее по размеру, более яркого цвета и сохранили портрет Махатмы Ганди. Согласно правилам обмена, граждане Индии сдают вышедшие из оборота деньги в банки, предъявляя удостоверение личности, и получают новые купюры достоинством 2000 и 4000 рупий, которые стали самыми крупными в денежной линейке страны. Верхний лимит обмена первоначально был ограничен 4000 рупий, но почти сразу повышен до 4500. При сдаче крупных сумм необходимо заполнить подробную анкету с указанием источников их происхождения для проверки налоговыми органами Индии. С личных банковских счетов можно было снять до 10 тысяч рупий, вскоре сумма была повышена до 24 тысяч новыми рупиями за один раз. Банкоматы выдают не более 2000 новых рупий, но многие из них не работают по объективным причинам. Всего в стране насчитывается порядка 200 тысяч банкоматов, перезагрузить их в короткий срок невозможно. Процедура обмена, как было объявлено, действует до 30 декабря 2016 года.

Трудно надеется на бесконфликтное проведение реформы такого масштаба в стране, население которой по последним данным превышает 1300 млн. человек. Их реакция была предсказуемой, но от этого не менее сложной - паника, гигантские очереди, давка, даже драки у входа в банки. Остановилась торговля, прежде всего розничная, самый массовый тип продаж в Индии, из-за отказа продавцов принимать старые купюры и нехватки разменных денег. Банки вызывали дополнительных сотрудников, начали работать без выходных, установили отдельные очереди для разных категорий граждан, пожилых, инвалидов, владельцев банковских карт и т.д. Задолго до нынешней реформы одним из направлений финансовой политики Н. Моди стала попытка приучить население пользоваться банковскими картами, электронными средствами с тем, чтобы вывести деньги из тени, облегчить государственный контроль над их потоками. Поэтому владельцы банковских карт при обмене денег в ходе нынешней реформы получили некоторые преимущества. В прессе заговорили о возможной предварительной утечке информации, ссылаясь на то, что в июле - сентябре 2016 г. в штате Гуджарат, в котором два срока пост губернатора занимал Н. Моди, имел место пик в открытии новых банковских депозитов. За первые 4 дня реформы в банках было совершено 184 млн. операций. Вспомнив опыт выборных кампаний, главы банков, чтобы избежать повторных обменных операций гражданами в разных банковских отделениях в один и тот же день, что было запрещено правилами реформы, распорядились помечать руки граждан, получивших новые купюры несмываемыми чернилами. Как оказалось, это не стало препятствием. Состоятельные клиенты с крупными суммами старых денег формировали группы бедняков и за небольшую плату под контролем доверенных людей проводили через них обменные операции в банках. (Своего рода объединение коррупции и теневой активности). Трудности усугубляются относительно слабым распространением банковских отделений в сельских и труднодоступных районах. Основная нагрузка пришлась на крупные города. Газеты начали публиковать жалобы жителей на многочасовые очереди, невозможность осуществить обмен денег, простояв 6-8 часов. Резко подскочил курс доллара, и подорожало золото. Н. Моди срочно обратился к гражданам страны, прося их успокоиться и дать ему 50 дней для решения проблем с обменом денег. Он заверил, что Резервный Банк Индии (РБИ), регулятор денежного обращения в стране, контролирует ситуацию, проблем с количеством национальной валюты нет. Чтобы немного смягчить ситуацию, было срочно разрешено принимать старые купюры в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, АЗС, в больницах, при оформлении кремации. Но эти меры не успокоили население. В индийской печати появились предсказания массовых волнений, как следствия реформы. Но, похоже, правительство Индии, хотя и не ожидало такого всплеска недовольства, справляется с ситуацией, не допуская серьёзных социальных сбоев.

Денежная реформа в Индии 2016 года - обмен крупных денежных банкнот, проведённый в Индии в ноябре-декабре 2016 года с целью преодоления «негативных» явлений теневого сектора экономики Индии .

История и предпосылки для реформы

Выведение из оборота крупных банкнот использовалось индийскими властями и ранее. В январе 1946 года были изъяты из обращения банкноты 1000 и 10 000 рупий , впоследствии в 1954 были выпущены банкноты нового образца номиналами 1000, 5000 и 10 000 . В 1978 правительство, под предлогом борьбы с фальшивомонетчиками и теневым оборотом, вновь изъяло из обращения крупные банкноты номиналами 1000, 5000 и 10 000 рупий .

По состоянию на конец октября 2016 года наличная денежная масса в обращении в Индии составляла примерно 17,77 трлн рупий (около 260 млрд USD), из них банкноты номиналом 500 и 1000 рупий составляли около 85 % стоимости и около 25 % от количества банкнот в обращении .

После официального объявления о начале реформы, сделанного премьер-министром Моди , состоялась телевизионная пресс-конференция, на которой управляющий Резервного банка Индии Урджит Патель и секретарь Министерства финансов по экономике Шактиканта Дас сообщили о причинах, побудивших правительство провести реформу. В частности, они связали рост количества банкнот номиналом в 500 и 1000 рупий с деятельностью фальшивомонетчиков и сообщили, что доходы от распространения фальшивых денег использовались для финансирования террористов. Реформа, по словам участников пресс-конференции, проводится, чтобы изъять фальшивые банкноты и лишить террористов финансирования .

Помимо этого, в экономике Индии теневой сектор на конец 2016 года составлял по некоторым оценкам около 30 трлн рупий (около 450 млрд USD) или до 20 % от ВВП Индии . Теневой оборот средств, в значительной мере являвшийся наличным, рассматривался правительством как основной источник уклонения от налогов, и реформа стала попыткой вывести эти средства в «белый» оборот для последующего обложения налогами .

Порядок и правила обмена

Порядок и процедура реформы были первоначально объявлены премьер-министром Моди в его телеобращении, позже детальный порядок и последующие изменения сообщались Резервным банком Индии и Министерством финансов :

Ход реформы и реакция на неё

В Индии

Подготовка к реформе велась в обстановке секретности, и объявление реформы 8 ноября 2016 года было неожиданностью для индийских граждан . Сразу после объявления реформы к банкоматам, выдававшим банкноты номиналом 100 рупий и меньше, выстроились очереди из людей, снимавших себе деньги на расходы следующего дня .

Банкоматы и отделения банков не были готовы к массовому обмену, во многих отделениях банков и у банкоматов образовались очереди. Пресса отмечала, что наиболее пострадали беднейшие слои населения из-за значительных потерь рабочего времени на дорогу к банковским учреждениям и длительного ожидания обмена.

Официальные лица Индии единодушно поддержали реформу, назвав её решительным шагом по борьбе с чёрным рынком .

В России

Некоторые наблюдатели [ ] отметили конфискационный характер реформы и её сходство с реформой 1991 года в СССР [значимость факта? ] .

Результаты реформы

В целом отмечалось небольшое оздоровление экономики за счет незначительной «детенизации» денег, но доверие к индийской рупии пошатнулось, её курс на время понизился. Вместо того, чтобы перейти на безналичный расчёт, к чему давно стремятся руководители экономики Индии, население страны стало на некоторое время больше доверять наличным. Также реформа спровоцировала ажиотажный спрос на золото .

Примечания

Ссылки

  • Gopika Gopakumar, Vishwanath Nair. Rs500, Rs1000 notes may be back, if history is a guide (англ.) . Live Mint (8 November 2016). Дата обращения 16 ноября 2016.
  • Damodaran, Harish. Are banks equipped to replace 2,300 crore pieces of Rs 500 and Rs 1,000 notes? (неопр.) . Indian Express (9 November 2016). Дата обращения 9 ноября 2016.
  • Why Were the Notes Scrapped? RBI Chief, Economic Affairs Secy Explain (неопр.) . News 18 (8 November 2016). Дата обращения 9 ноября 2016.
Похожие статьи

© 2024 v-dud.ru. Информационный онлайн журнал.