Валаам события люди. Валаам

В свободное время бывают и костры, и песни под гитару, и чаепития. Скучать некогда. И знаете, здесь хочется писать настоящие письма родным, знакомым. И сказать не банальное, а что-то от души, от сердца. Не электронные письма, не эсэмэски, а настоящие, на бумаге.

26.08.2016 Трудами братии монастыря 11 915

Вы знаете, что такое «валаамка»? Это такое состояние, когда человек не может не поехать на Валаам. Потому что тянет. Те, кто ощущает эту силу притяжения, приезжают сюда по многу раз – трудниками, паломниками, волонтерами, просто туристами.

КАК ПРОЙТИ В БИБЛИОТЕКУ

Мне тоже тяжело не поехать на Валаам. И в этот раз поехала, захватив с собой в дар монастырю старинную подшивку журнала «Русский паломник», чудом сохранившуюся в моей семье, не ушедшую в огонь печурки в дни блокады, когда, чтобы выжить, топили мебелью и книгами.

Поэтому краткий экскурс по монастырю начался именно с посещения библиотеки. Она делится на собственно библиотеку и переплетную мастерскую, в которой трудами братии реставрируются дореволюционные издания. Их мало, потому что большинство уникальных старинных фолиантов были вывезены в Финляндию, в Новый Валаам, после окончания советско-финской войны.

Тогда Валаам лишился 20 тысяч томов. Еще 10 тысяч томов за годы запустения при советской власти разошлись неведомо куда. Конечно, обитель покупает много книг, но это новые издания. Поэтому если у кого дома лежат ненужные старинные книги церковно-богословского содержания, то монастырь с радостью их примет. И совсем не обязательно ехать на Валаам, проще оставить на подворье в Петербурге (можно написать по адресу ).

Еще монастырь просит передавать в дар старые фотографии монастыря. Ведь в середине девятнадцатого века на Валааме уже была создана своя фотомастерская, и число послушников, которым в обязанность вменялось запечатление на пленку жизни обители, доходило до 20 (!).

– У нас немало читателей. Среди братии много тех, кто учится в семинарии, им необходима литература по богословию. Миряне интересуются книгами для тех, кто только приходит к вере, –поясняет отец Амвросий (Лагутаев), библиотекарь.

К слову: современное монашество пользуется и электронными книгами, интернетом – но только в часы работы библиотеки, а в монастырском интернете установлены программы, ставящие запреты на все сомнительные сайты.

МОНАСТИКО ИЗ ВЕНСКОГО ПОГРЕБА

Известно, что до революции здесь жила тысяча монахов. И все необходимое для жизни на острове делалось здесь: сапоги и свечи, смоляное производство и кирпич…

Монахи старательно восстановили старую ферму. Условия содержания животных – идеальные, кругом чистота и порядок. На ферме сейчас содержится более 80 коров, ради них на северном острове начали высаживать зерновые культуры – чтоб разнообразить «коровье меню». А один из пастухов – монах Авель – даже играет коровам на дудочке.

Два года назад здесь создали сыроварню, монахи даже ездили обучаться в Италию. Оттуда же привезена часть оборудования. Итальянские сыроделы поныне здесь желанные гости. Созревает сыр в так называемом венском погребе. Это исторический ледник фермы с давних времен.

– Нужно время от времени переворачивать головки сыра, чтоб сыр «дышал», смотреть, чтоб его поверхность была ровная, – уточняет работающий на ферме инок Илья (Туркин).

Ферма полностью обеспечивает братию молоком, кефиром, творогом, сыром. Немного сыра остается на продажу: его можно встретить в местном поселковом магазине. Названия звучат завораживающе: монастико (твердый), качотта (полутвердый), рикотта (мягкий).

Неподалеку от фермы расположены садки для разведения форели – американской. Как мне пояснили, американская форель лучше развивается в неволе, лучше «ходит кругами»: привычка. В монастыре выращивают до 200 тонн форели. Мечтают о строительстве цеха по переработке рыбы, проще говоря, о своем рыбозаводе. Но нужны помощники – инвесторы.

А БОМБА НЕ ВЗОРВАЛАСЬ…

– Восстановить за 25 лет построенное веками физически невозможно. Даже если были бы средства, – говорит епископ Троицкий Панкратий, игумен монастыря. – Ведь главное – это богослужение, жизнь обители. Поэтому мы не стремимся к максимальным темпам, все делаем постепенно и надолго.

– Сейчас мы воссоздаем утраченные скиты – и прежде всего исторический Авраамиевский и строения на Порфирьевском острове, – добавляет монах Ефрем (Мухин), эконом обители. – Потому что главная проблема – не хватает места для заселения людей, которые хотят ближе познакомиться с жизнью монастыря, поучаствовать в богослужениях, а не довольствоваться однодневной экскурсией.

В этом году проблема обострилась из-за катастрофы: на Пасху выгорело историческое белокаменное здание Зимней гостиницы , где располагались школа для 12 воспитанников, две гостиницы для паломников и больше двадцати квартир. Во время пожара пришлось эвакуировать около 100 человек. К счастью, никто не пострадал.

Вам даже расскажут, что от огня не взорвалась авиабомба, которую нашли буквально несколько дней назад. Она застряла в перекрытиях с военных времен, причем о таком опасном соседстве до пожара никто и не подозревал.

Монастырю срочно пришлось арендовать теплоход, который ныне стоит в бухте возле центральной усадьбы и выполняет роль гостиницы, ведь потрудиться в обитель приезжают в год 700 человек, остальным отказывают – негде селить. Зато в новом здании планируют помимо гостиницы разместить духовно-просветительский центр «Валаам», курсы иконописцев и валаамского песнопения, музей обители.

ВСТРЕТИТЬСЯ С САМИМ СОБОЙ

Трудники, паломники и богомольцы, волонтеры – особая категория. Они приезжают на остров и работают на послушаниях. От трудников ожидается соблюдение монастырского устава, под паломниками подразумеваются все-таки люди православные. Богомольцы – слово говорит само за себя. От волонтеров посещение служб не требуется, они могут быть только на пути к вере.

Это те люди, которым довелось увидеть Валаам как бы изнутри. Не просто «сделать селфи» на фоне достопримечательности, а самому принять участие в потаенной жизни монастыря.

Фронт работ обширен – например, монастырские сады. Я оказалась в одном из них – Аптекарском.

– Сейчас собираем яблоки, крыжовник, смородину. Яблони у нас есть плодоносящие, которым уже 150 лет. Соки делаем, варенье варим, – рассказывает трудница Фотиния из Минска. – Ферментированные чаи делаем – с малиной, грецким орехом. Из трав – лекарственные сборы, потому что сами сеем иссоп, шалфей лекарственный и мускатный, лофант анисовый, календулу и другие травы.

Дмитрий из Петербурга вообще работает в детском музыкальном театре.

– Я здесь первый раз. Что касается условий, то они хорошие, кормят вкусно. Здесь такие изменения в душе происходят – словами не передашь. У меня пока в голове все словно в разобранном виде. Как машина разобранная. И я смотрю на детали, анализирую, – делится ощущениями Дмитрий.

Волонтеров я застала возле работного дома, где они живут. Шло послеобеденное распределение «по работам».

– Сейчас пойду на колку дров. А еще я две ночи через две дежурю на полях. Там нужно пугать лосей, чтоб на поле не зашли. Шумим, гремим, – уточняет Алексей из Ижевска. – Сейчас у меня пора перемен: нужно многое переосмыслить.

Марина из Череповца, собирающаяся на прополку свеклы, призналась, что на Валаам каждый год, как на смену, – на три недели.

– У нас здесь есть как очень верующие, так и еще не определившиеся.

Иностранцы тоже волонтерами приезжают. В свободное время бывают и костры, и песни под гитару, и чаепития. Скучать некогда. И знаете, здесь хочется писать настоящие письма родным, знакомым. И сказать не банальное, а что-то от души, от сердца. Не электронные письма, не эсэмэски, а настоящие, на бумаге. Настрой такой.

Сами монахи не видят в этом ничего удивительного, ведь известно, что на Валаам приезжало множество паломников из всех слоев русского общества. Через исповедь у старцев, через общение с монахами, через молитву, особый духовный строй монастырского богослужения люди хотят соприкоснуться с миром иным, горним (то есть небесным), очистить и исправить свою жизнь. Это было раньше, и это возрождается сейчас.

…У каждого, кого приворожил остров, появляется свой «маленький Валаам». Это может быть извилистая бухта, вид со скалы, сумерки в пихтовой аллее, сияние куполов в лунные ночи. Это то, что будет еще долго сниться. Для тех, кто, уехав, будет скучать, могу сообщить – здесь установили пять веб-камер с видом монастыря.

Камеры ведут прямую трансляцию на сайте монастыря.

«Это не забава, веб-камеры очень помогают вертолетчикам и отчасти морякам знать реальные метеоусловия на Валааме в режиме онлайн», – объяснили монахи. Но главное – есть даже отдельная камера с видом на Никольскую бухту, откуда каждый вечер уходят большие белые теплоходы. Красота небесная…

Татьяна Тюменева

"Вечерний Санкт-Петербург"


Валаамский монастырь нуждается в Вашей помощи для восстановления Зимней гостиницы после пожара

Валаам – прекрасная обитель, монастырь на островах. На Валааме ведется знаменитое монастырское хозяйство. Сюда часто приезжают паломники. В этой статье Вы найдёте фото Валаама, информацию и факты о святом острове, монахах, подвижниках, истории, прошлом и настоящем этого удивительного места.

Фото Валаама и факты

24 сентября Церковь празднует перенесение мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских. Что мы знаем о них и об основанном ими монастыре? Почему и зачем переносили их мощи?

1. Валаам – монастырь на островах

3. Преподобные Сергий и Герман Валаамские – святые без жития

Основатели монастыря преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, не оставили нам своего жития. Сохранились лишь краткие упоминания в летописях и древних рукописях. Но преподобные Сергий и Герман никогда не оставляли своего братства. Они продолжают свидетельствовать на протяжении тысячи лет свое незримое присутствие, охраняя своим молитвенным предстательством Валаамскую обитель. Множество чудес и исцелений подается по вере просящих о молитвенном предстательстве преподобных Сергия и Германа. Чудеса эти продолжаются и в настоящее время.

В монастырском архиве, находящемся ныне в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре, сохранился сборник “Чудеса преподобных Сергия и Германа”.

4. Валаам: попытки кощунства здесь наказуемы

В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году в царствование Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь вскоре послал на них “великий недуг и расслабление членов”, поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню.

В 1163 году святые мощи были временно перенесены в Новгород. В 1182 году, когда опасность миновала, иноки перенесли обратно на Валаам святые мощи своих небесных заступников. Опасаясь оскорбления святыни, иссекли глубоко в скале могилу и в ней скрыли святые мощи угодников, где они и поныне пребывают “под спудом”. В память возвращения святых мощей в Валаамскую обитель и совершается ежегодно церковное празднество 11/24 сентября.

5. Календарный вопрос коснулся и Валаама

После октябрьского переворота в 1917 г. Финляндия получила независимость. Валаам оказался на ее территории, что сохранило на время обитель. С ноября 1918 г. монастырь находился в ведении финляндской Православной Церкви, ставшей автономной и перешедшей в юрисдикцию Константинопольской Церкви. В сложных политических условиях, чтобы не прослыть “русской”, Финляндская Церковь стремилась активно проводить реформы, подчеркивая свою самостоятельность. Она перешла на новый (григорианский) календарный стиль и западную пасхалию, не признаваемую другими православными Церквами.

В сентябре 1925 г. во время визита на Валаам возглавлявшего Финляндскую Церковь епископа Германа (Аав) прозвучало окончательное требование принять новый стиль. Значительная часть братии отказалась сослужить с ним и греческим митрополитом Германосом, стремясь придерживаться церковных канонов. Начались гонения. Ряд монахов должны были вернуться на верную гибель в СССР, некоторые перебрались в Сербию. Изгнанные иноки принесли традиции Валаама в разные страны мира: Францию, США, Марокко, Германию.

В 1946 перешел под юрисдикцию Русской Православной Церкви и был снова принят старый (юлианский) церковный календарь.

6. Валаам – светильник Финляндии

В лютеранской Финляндии Валаам в 20-30-е годы ХХ века продолжал быть светильником православной веры. Здесь ежегодно совершались съезды духовенства из 35 приходов Финляндии. Издавался журнал “Утренняя заря”, книги. С 1926 г в Петропавловском храме иеромонах Исаакий начал совершать регулярные богослужения на финском языке. Работали школа-приют для 30 мальчиков, бедных и сирот в Воскресенском скиту и школа-“киновия” для мальчиков-карел. В храмах совершалось непрерывное чтение Псалтири с поминовением умерших и живых.

7. На Валааме есть ферма…

В 1882 г. в шести километрах к западу от монастыря была выстроена образцовая механизированная ферма на 70 голов скота. Коровник был построен с отдельными секциями для каждого животного, с учетом рельефа, облегчающего въезд на сеновал. К обширному леднику с берега озера шла рельсовая дорога длиной 32 м. с подъемным краном. С его помощью молочные продукты погружали на лодку и отвозили в монастырь. По рельсам доставлялся и сваренный в котлах корм, воду брали из водопровода.

8. …и растут арбузы и дыни!

В XIX веке на Валааме были прекрасные сады. Яблонь разводилось не менее 60 сортов, урожай составлял до 50 тонн. К обеду братии подавали до 80 кг свежесобранных ягод: смородины, крыжовника, малины. В парниках созревали арбузы весом около 8 кг, дыни – 3 кг, тыквы – около 33 кг. И это при том, что средняя температура июля составляет +17°!

В последние десятилетия на острове Валаам в Республике Карелия восстанавливается монастырская жизнь, насильственно прекращенная в годы советской власти. Этому можно было бы порадоваться, если бы не многочисленные скандалы с местными жителями, которые убеждены, что монахи нарушают их права, отбирая у них жилье, изгоняя с острова, благоустройству и восстановлению которого эти люди отдали большую часть своей жизни.

Выселением людей через суд занимается ООО "СЭНТ", представляющее интересы Спасо-Преображенского монастыря , – именно оно подало гражданский иск к жителям острова Валаам в Сортавальский городской суд. Люди обратились к властям и к уполномоченному по правам человека. Рабочая группа при Карельском законодательном собрании больше года изучает документы по передаче государственного жилого фонда религиозной организации. Председатель Комитета по госустройству и самоуправлению В.В. Позерн обратился к прокурору республики с письмом, где указал на многочисленные обращения валаамцев по факту длящихся более десяти лет нарушений их конституционных прав. Так, согласно постановлениям российского и карельского правительств, квартиры, отбираемые у людей через суд, могли быть переданы монастырю только в случае добровольного согласия c предоставлением альтернативного благоустроенного жилья. Но именно добровольности здесь, по словам местных жителей, не наблюдалось.

Местные жители убеждены, что монахи нарушают их права, отбирая у них жилье, изгоняя с острова

До сегодняшнего дня самым резонансным было выселение в августе 2008 года из единственного жилья бывшего начальника отдела Валаамского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника Филиппа Мускевича, его жены Людмилы и дочерей Марианны и Анастасии. Но 14 июля этого года случился не менее громкий скандал – судебные приставы вскрыли квартиру правнучки репрессированного священника Варвары Сергеевой и ее сына Дмитрия, в то время как Дмитрий лечился от онкологического заболевания, а сама Варвара тоже находилась в больнице с гипертоническим кризом. После этого она написала открытое письмо патриарху Кириллу.

О том, как идет выселение светского населения Валаама, мы разговариваем с бывшими жителями острова Филиппом Мускевичем , Людмилой Мускевич и Варварой Сергеевой .

– Филипп, ваши беды начались раньше, поэтому хотелось бы начать в вас – скажите, как вы с семьей вообще оказались на Валааме?

– Это было тогда, когда монастырь еще не возобновил свою деятельность. Моя специальность – инженер лесного хозяйства – была востребована, меня пригласили работать на Валаам, во Всесоюзный государственный музей-заповедник, по статусу аналогичный Кижам . Я приехал по приглашению министерства культуры, получил там постоянную прописку и перевез семью – жену и двух маленьких дочерей. Ради Валаама мы оставили благоустроенную квартиру в Таллине. Это было в 1989 году, Эстония еще была советской, а монастырь юридически возобновился только через год.

До ликвидации Валаамского музея-заповедника в 1992 году проблем у нас не было

До ликвидации Валаамского музея-заповедника в 1992 году проблем у нас не было. Тогда республиканская власть стала принимать акты и законы, позволяющие передавать большой объем государственного имущества Русской православной церкви. Это было для нас первым серьезным испытанием – тогда 70 или 80 человек оказались без работы на небольшом острове, где музей был, можно сказать, основным градообразующим предприятием.

Тогда многие уехали, кто-то – даже за рубеж, но многие остались на острове, в том числе и мы. Ведь в эти самые "страшные" 90-е появилась возможность для индивидуальной инициативы. Я овладел навыками по производству керамики, стал делать сувениры, и мы продолжали жить на Валааме и растить детей. Когда мы переезжали из Эстонии, многие удивлялись – не сектанты ли мы, казалось странным – как можно оставить комфортабельный Таллин ради неблагоустроенного тогда Валаама. Но для меня это было интересно с профессиональной точки зрения, а потом, Валаам потряс нас своей красотой; тогда мы были молоды, и это было для нас важно.

В 1995–96 годах мы арендовали в муниципальном фонде помещение и открыли собственный магазин, вложили в него много средств. Но потом монастырь закрыл проход туристов к нему, и мы оказались банкротами. Снова приходилось что-то менять, но мы были молоды, мобильны: дернулись на заработки в город – временно, не меняя основного места жительства на Валааме.

– Людмила, а вам не было жалко уютного Таллина, квартиры?

– У мужа была любимая работа, а я тогда не работала, сидела с детьми. Мы жили далеко от монастыря, в семи километрах – нам не хотелось мешать монахам. Никто не знал, во что это может вылиться.

– Варвара, а вы как оказались на Валааме?

Моя церковная жизнь началась именно с началом Валаамского монастыря, и я считаю, что я – кровь от крови Валаама

– Первый раз я попала туда еще дошкольницей, с родителями: тогда можно было взять недорогие туры выходного дня, и мы туда ездили каждое лето. А осознанно я приехала туда уже в 1988 году, узнав историю своей семьи: среди моих предков были расстрелянные священнослужители. В Петербурге было такое движение "Мир", подразделение ВООПИК – Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры , и я стала приезжать на Валаам с ребятами-энтузиастами. Мы чистили ливневки, пилили сухостой, чистили завалы. Это было еще до того, как туда пришел монастырь.

– В вашем подвижничестве была не только культурная, но еще и религиозная составляющая?

– Да. Я тогда заканчивала школу, на меня сильно давили – заставляли вступить в комсомол, иначе грозили, что и школу не закончу, и в институт не поступлю, конец светлому будущему. В детстве меня не крестили – родители были людьми совершенно не церковными, но тогда я уже понимала, что приду в церковь. Отбиваться от почетной обязанности присоединиться к комсомольской организации было непросто, но я отбилась и в последнем классе школы была крещена. Первая исповедь и первое причастие – все это было на Валааме. То есть моя церковная жизнь началась именно с началом Валаамского монастыря, и я считаю, что я – кровь от крови Валаама.

– Филипп, из ваших слов понятно, что ваше сосуществование с монастырем с самого начала складывалось не очень мирно – сначала закрылся музей-заповедник, потом ваш бизнес. А когда же начали гнать людей?

В 90-е годы начались гонения – не массовые, а на отдельные семьи

– В 90-е годы начались гонения – не массовые, а на отдельные семьи. Консолидации нашего сообщества не было: закрыли музей – пошел работать в школу или клуб, закрыли клуб – взял патент, нашил красивых кукол, вышел на причал и продал или напечатал карту, книжку и тоже продал, и хлеб у тебя есть, это же туристическое место. Но год за годом эти возможности сокращались. Первая серьезная веха – это закрытие музея, вторая – передача монастырю недвижимости, в том числе, нерелигиозного назначения, когда монастырь стал собственником даже муниципальных хуторов. И он проводил избирательные репрессии против местных жителей. До меня был выселен еще один работник музея, Андрей Софрин, он уже умер, видимо, не вынеся испытаний. В 1995 году против него были иски, свидетели вспоминают погром в его жилище, когда оттуда выкинули и сожгли его книги, и делали это специально приглашенные сумасшедшие трудники – чтобы его морально раздавить.

– Людмила, вы тоже помните эти странные методы воздействия на людей?

– Да, это делали какие-то непонятные люди, игумен, как это всегда бывает, ничего не знал. А что касается властей, то по принятому в 1991 году Республикой Карелией закону, церкви передавались только освободившиеся помещения, но монастырь игнорировал этот закон, решив, что ему передано все вместе с людьми. Мы тогда выиграли четыре суда, причем монастырь снова и снова подавал иски с другими формулировками, хотел взять нас измором.

И вот однажды они подали на кассацию, и три женщины-судьи вынесли ни на чем не основанное решение – веселить нас. Они защищали права собственника, а наши права отодвинули на второй план. Это было в 2007 году. Мы еще какое-то время прожили на острове, снимали квартиру. Но в 2008-м нас выселили с приставами, с формулировкой "из нежилого помещения". По всем документам, которые у нас есть, оно было жилое, но монастырь сказал, что он нежилое, и суд встал на его сторону.

– Варвара, ваши беды тоже начинались постепенно или обрушились внезапно?

Я с 1988 года поняла, что Валаам – это то место, где я хочу жить и умереть

– Скорее постепенно. В первую очередь монастырю были переданы скитские помещения, и те, кто хотел остаться на острове, поселились в зданиях, остававшихся на тот момент муниципальной собственностью, в Зимней гостинице и работном доме. Наш дом, Зимнюю гостиницу, передали монастырю по просьбе епископа Панкратия только в 2006 году. В своем прошении епископ обещал заботиться о здании и проживающих в нем людях, реставрировать гостиницу.

Здание было передано монастырю в хорошем состоянии, но за десять лет его состояние стало неудовлетворительным. В 2015 году некая комиссия, которая только посмотрела на дом снаружи, не заходя в квартиры, признала здание непригодным для жилья. Это была хитрая формула – аварийным его признавать не стали, иначе пришлось бы убрать все те коммерческие гостиницы, которые там были. Но они там находились, и в момент пожара, который произошел 1 мая 2016 года, там проживали на коммерческой основе около 100 паломников (слава богу, никто не пострадал). То есть у нас уже шли суды и нам говорили, что нас выселяют исключительно из заботы о нашем здоровье, – а, значит, на коммерческой основе жить там было можно.

Я с 1988 года поняла, что Валаам – это то место, где я хочу жить и умереть. Я работала и с реставраторами, и с археологами, с группой Сорокина (правда, монахи скоро прекратили раскопки, потом там клали брусчатку, нарушили культурный слой – думаю, он потерян навсегда).

Реставрация там началась давно – это сказки, что до восстановления монастыря ничего не делалось. Я хотела работать в музее-заповеднике, поступила в Институт культуры на музееведение, но музей закрылся, и когда я, расстроенная, в очередной раз приехала на Валаам, оказалось, что там нужны мои швейные умения. И я открыла швейную мастерскую, помещение нашлось в Зимней гостинице, меня там прописали, а в 1996 году родился сын, который с самого начала был прописан на Валааме.

Здание было передано монастырю в хорошем состоянии, но за десять лет его состояние стало неудовлетворительным

До начала 2000-х я обшивала местное население, а в 90-х и для монастыря шила облачения – он был тогда очень бедный. Когда надобность в этом отпала, я перешла на сувенирную продукцию, шила рюкзаки и сумки, востребованные и населением, и туристами, и братией, продавала все это на ярмарке, которая сначала была муниципальной и для нас бесплатной. А когда ее в 2004 или 2005 году передали монастырю, монастырь сразу установил арендную плату, которая все повышалась. У меня заболели родители, было очень тяжело, я несколько раз просила паломническую службу снизить аренду, но мне всякий раз отвечали, что здесь не собес.

– Людмила, вы хотите что-то добавить?

– Да, уточнить. Земля оставалась муниципальной, муниципальная власть могла заключать или не заключать договор с паломнической службой. Они его заключали с организацией ООО "Валаам-сервис", полностью коммерческой, но одним из ее учредителей был монастырь.

– Филипп, как я понимаю, вы переживаете не только за свою семью, но за многих других жителей Валаама?

Кто-то получил компенсации, но далеко не все

– Да, до нашего выселения были выкинуты вещи семьи Маркович, вещи директора дома культуры Шевелевой – она уехала в командировку в Москву, вернулась – дом разгромлен, и так же поступили с Андреем Даниловым, с местным фельдшером, с работником лесхоза. Процессы против отдельных людей с 1990 года шли постоянно. Кто-то получил компенсации, но далеко не все. Так же поступали не только с отдельными людьми, но и с организациями: люди уходили с работы, наутро возвращались, а там замки – помещения занял монастырь.

А уж ликвидация всесоюзного музея-заповедника – это преступление, закрыть его могла только Федерация или союзное правительство, а это сделали келейно, это до сих пор нераскрытое пятно на Минкульте. Это же был объект с громадными активами, с туризмом, и все сразу отошло монастырю.

– В принципе, это же протоисаакиевская история…

– Да, это сейчас гремит, а в 1992 году на Валааме происходило то же самое, только без шума. Потом вышел закон о передаче недвижимости религиозного назначения церкви, но, естественно, без тех людей, которые имели там ордера социального найма. Однако когда монастырь стал по суду выселять людей, монастырь судился не с властью, которая передала ему объекты прямо с людьми и растворилась, исчезла, а с частными лицами, оказавшимися жертвами этого процесса.

Государство устранилось от решения проблем с людьми

Государство устранилось от решения проблем с людьми. В один прекрасный день я пришел платить за квартиру и не смог этого сделать – коммунальные платежи ушли от муниципалитета к монастырю, а монастырь отказался принимать квартплату. Светские власти должны были сначала разобраться с нами, дать нам другое жилье социального найма, а потом уже передавать освободившиеся квартиры монастырю. Власти не имели права передавать монастырю многоквартирный жилой дом, а монастырь не имел права его брать – в его уставе это право не обозначено, и в качестве кого они нас всех принимали вместе с жильем?

– Людмила, по закону вам с семьей должны были дать равнозначное жилье – это не было сделано?

– По решению кассационной инстанции – Петрозаводского суда – нам предоставили по расценкам соцнайма жилье, находящееся в собственности монастыря. Но если нас так легко выселили из муниципального жилья, то уж выселить нас из жилья, которое принадлежит монастырю, вообще ничего не стоило бы. Да и передача этого жилья совершенно незаконна. Переезжать туда было нельзя, поэтому мы просто сняли жилье в Зимней гостинице, а в этом году нам пришлось уехать – после того как она сгорела. Как только пожар потушили, монастырь привез туда свои ворота и попытался их установить, чтобы люди не могли прийти и забрать свои вещи. Так что теперь мы бездомные. Хорошо, что дети уже взрослые, они работают, снимают в Петербурге однокомнатную квартиру, и мы все вместе там живем.

– Варвара, а когда ваш сын так тяжело заболел, монастырь не вошел в ваше положение, не помедлил с выселением?

Нам до последнего говорили, что принудительного переселения не будет, что готовятся помещения для тех, кто категорически не хочет переезжать

– До конца лета 2015 года я считала, что я не посторонний человек для монастыря, у меня там было очень много друзей и знакомых. Но тогда в одночасье все стало рушиться. Нам до последнего говорили, что принудительного переселения не будет, что готовятся помещения для тех, кто категорически не хочет переезжать с Валаама. Потом на дверях появились объявления – приходите на жеребьевку в городе Сортавала. Валаам административно приписан к Сортавале, но на деле это другой населенный пункт, до него ехать 40 километров от нашего бывшего дома, и он никогда не был городом моей мечты. Никаких заявлений на переезд туда я не писала, свою квартиру непригодной для проживания не считала.

Были переговоры с епископом, я ему объясняла, что Валаам для меня является смыслом жизни, и мне косвенно дали понять, что мою семью не тронут. Летом 2015-го я пыталась добиться аудиенции у наместника Валаамского монастыря епископа Панкратия – не единожды, а раз 10–15. Всякий раз его келейники мне говорили, что по вопросам переселения он не принимает. Я написала заявление о предоставлении мне жилья на Валааме на время ремонта Зимней гостиницы, а через месяц на нас подали в суд на принудительное выселение.

Мой сын очень тяжело все это переживал. В январе у него диагностировали остеогенную саркому правой плечевой кости

Через неделю на сайте Валаамского монастыря появилась статья о воссоздании часовни преподобного Сергия Радонежского, на которую я пожертвовала довольно крупную для нашей семьи сумму – примерно годовое наше содержание. В статье были слова благодарности и радости за то, что первые пожертвования пришли от людей небогатых, но чистых сердцем. Это было такой вишенкой на торте. Мой сын очень тяжело все это переживал. Он тогда был студентом Петербургского университета. В январе у него диагностировали остеогенную саркому правой плечевой кости.

Все это совпало с началом судов – мы ждали результатов гистологии, и одновременно нам названивали из сортавальского суда с требованием съезжать, освобождать, приезжать на суды. Первая химиотерапия совпала с первым же судом, и в это время они из суда звонили ему и требовали приехать. Нам предложили квартиру в Сортавале, в доме в Фанерном тупике, но мы, как и другие семьи, отказались туда въезжать, потому что на стенах, на откосах, на потолке, над плинтусами сразу были видны ярко выраженные плесень и грибок, не говоря уже о том, что этот дом был не на Валааме. Его преподносили как вновь построенное здание, а на самом деле это было старое административно-промышленное здание на территории промзоны.

Я просила отозвать иски хотя бы в отношении сына, который проходит лечение, но и суд, и представители Валаамского монастыря были непреклонны. Мы вместе с судьей выезжали на этот объект в Фанерном тупике, судья своими глазами видела плесень и грибок, а представитель застройщика говорил, что это просто мухи покакали. И судья постановила переселить нас в эти помещения. Мы подали апелляцию и заказали микологическую экспертизу, которая выявила грибок и плесень – уж если для здорового человека там опасно находиться, то что говорить об онкологическом больном – для него это просто смертельно.

В обследованных помещениях отмечено наличие микроскопических грибов на поверхностях отделочных материалов

Из заключения микологической экспертизы: "В обследованных помещениях по адресу г. Сортавала, Фанерный тупик, д. 7а, отмечено наличие микроскопических грибов на поверхностях отделочных материалов. Численность микроскопических грибов в воздухе помещений на момент проведения экспертизы превышала рекомендуемую норму".

– Варвара, но вы продолжали бороться?

– Да, но Верховный суд оставил решение суда первой инстанции в силе. Вообще, церковь настолько слилась с государством – когда была назначена строительная экспертиза, петрозаводские эксперты приехали в сопровождении разных чиновников из Петрозаводска, которые сказали, что это отличный дом, сами бы жили. Он действительно неплохо выглядит, обит веселыми панелями – если не знать, что внутри, под этим фантиком. Они же просто надстроили и красиво обшили сайдингом бывшую контору мясокомбината, которая до этого несколько лет простояла пустая, промерзла, отсырела и покрылась плесенью и грибком, – отмечает .

Между тем, в ответе Государственного комитета Республики Карелия по охране объектов культурного наследия местному уполномоченному по правам человека Шарапову говорится, что, во-первых, "для предоставления гражданам, переселяемым из здания Зимней гостиницы на о. Валаам, в г. Сортавала построен 18-квартирный жилой дом по ул. Фанерный тупик, д. 7А". А еще в этом ответе говорится, что "граждане продолжают ошибочно настаивать на том, что здание Зимней гостиницы является жилым домом… тогда как оно изначально было построено Спасо-Преображенским Валаамским монастырем для собственных нужд как гостиница для паломников и является объектом религиозного назначения".

В подворье Валаамского монастыря нам сказали, что с бывшими жителями острова все в порядке, на наш письменный запрос ответа не последовало.

– Людмила, а вы за эти годы обращались к кому-то за помощью?

Десять лет мы писали в прокуратуру, в мэрию, главе Республики Карелия, федеральным властям, уполномоченному по правам человека

– Десять лет мы писали в прокуратуру, в мэрию, главе Республики Карелия, писали федеральным властям, писали уполномоченному по правам человека – горы писем отправлены. И ответы всегда одни и те же – обращайтесь к игумену, обращайтесь в монастырь, как будто мы – подданные игумена. То есть нас полностью передали в его распоряжение.

– Варвара, что-нибудь изменилось после того, как вы написали открытое письмо патриарху Кириллу?

– После отправки этого письма события развивались стремительно, как сериал. Были звонки от судебных приставов, отказавших мне в приостановлении исполнительного производства по выселению. После этого я пошла в поликлинику, и мне там стало плохо, меня по скорой отвезли в петербургскую Александровскую больницу с гипертоническим кризом. Я и мой представитель уведомили приставов, что я в больнице, тем не менее, 14 июля моя квартира была вскрыта, а мои вещи вынесены из нее в неизвестном направлении при участии работников Валаамского монастыря под прикрытием судебных приставов Сортавалы.

А потом начались звоночки их патриархии: зачем же вы говорите, что вас выселяет ставропигиальный монастырь? Я говорю – а что мне делать, когда мои вещи были выкинуты, пока я находилась в стационаре? А позавчера я получила по полуофициальному каналу письмо от епископа Панкратия.

Моя квартира была вскрыта, а вещи вынесены при участии работников Валаамского монастыря под прикрытием судебных приставов Сортавалы

Вот выдержка из этого письма: "К сожалению, я узнал о постигшем Вас несчастье только из Вашего письма Патриарху. Если бы Вы обратились непосредственно ко мне раньше, мы, безусловно, нашли бы взаимоприемлемый выход. После изучения вопроса мною принято решение удовлетворить Вашу просьбу. Приношу Вам свои извинения и заверяю вас в своем добром отношении и искреннем желании помочь. Молимся о здравии Вашего сына Дмитрия". Письмо отправлено на официальном бланке и подписано епископом Панкратием.

– И все-таки, Варвара, это ведь все равно не документ о предоставлении жилья, не ордер, а только заверения в добрых намерениях. Что же дальше?

– Епископ сетует на то, что я не обратилась к нему лично, но ведь на самом деле я много раз пыталась это сделать. И что будет дальше, я пока не знаю, – сказала в интервью Радио Свобода бывшая жительница Валаама .

На Валааме многолетний процесс переселения местных жителей на материк перерос в острый конфликт монастыря и светского населения. Нежелающих покидать остров монастырь выселяет через суд. Мы отправились на Валаам, чтобы понять, почему люди хотят остаться на острове и почему им там нет места.

Монастырский причал в Приозерске, на берегу Ладожского озера. Теплоход "Валаам", который на ходу аж с 1965 года, везет немногочисленных паломников, собравшихся на остров поздней осенью.

"Я на Валаам приезжаю почти каждый год, чтобы помолиться… Там такая тишина… Не знаю, как объяснить", - говорит молодая паломница-македонка из Германии.

Светлана Стрельникова, живущая на Валааме 20 лет, едет в другом направлении - с острова. В монастырский храм она ходить не хочет.

"Отсюда я уезжаю молиться в другой храм или монастырь. На Коневец ездила, в храм в Питере. Здесь кризис... ужасный кризис", - объясняет Светлана. Сосредоточиться и помолиться на монашеском острове, который на протяжении нескольких веков остается центром паломничества для православных верующих, у Светланы не получается. Мешают "мирские страсти", бушующие в двух шагах от монастыря.

Image caption Историческое здание - "Зимняя гостиница" - перешла в собственность к монастырю в 2006 году. Монастырь сразу же позаботился о признании "Зимки" нежилым зданием

Светлане предстоит суд. Ее хотят выселить из квартиры в старинном четырехэтажном доме, который зовут здесь "Зимней гостиницей", или просто "Зимкой". Как и почти вся недвижимость на архипелаге, "Зимняя" принадлежит монастырю. Как и многие из выселяемых, Светлана поселилась тут задолго до того, как монастырь стал собственником "Зимки".

Учрежденная монастырем компания утверждает в иске, что квартиры Светланы и других ответчиков непригодны для проживания. Истец настаивает на переселении из ее обветшавшей квартиры на острове в "благоустроенный дом" на материке в городе Сортавала, районом которого с недавних пор стал Валаам.

Светлана, по непонятным для монастырского руководства причинам, такому улучшению жилищных условий сопротивляется.

Живущие, но "непроживающие"

Противостояние монастырского руководства и тех, кто не хочет покидать Валаам, длится несколько лет, но в последние месяцы борьба стала более ожесточенной.

В сентябре была выселена в полном составе семья историка Олега Ярового и экскурсовода Ирины Смирновой, авторов книг и научных работ по истории и культуре острова Валаам и региона. Их лишили регистрации как непроживающих на острове. "Я кандидат наук, два с половиной года работал по президентским грантам, работа предполагала выезд в другие районы, участие в конференциях. А в решении суда сказано, что надо было сидеть на Валааме и в своей квартире заниматься наукой", - рассказывает Олег Яровой.

Ирина Смирнова приехала на Валаам в середине 1980-х. Сначала она была музейным экскурсоводом, потом сотрудничала с "Паломнической службой" монастыря, теперь работает частным экскурсоводом без права водить туристов по территории обители. Вместе с бывшем мужем Олегом Яровым они пишут книги и исследования о Валааме. На очереди - еще одна книга о ландшафте острова и карело-финском эпосе. Но Ирина опасается, что закончить ее уже не удастся, и если остров придется оставить, она останется без работы.

Ирина и другие несогласные считают это местью за активные протесты.

"(Этот) иск появился после обращения Олега в различные органы власти с требованием разрешить ситуацию с нашей семьей, выселенной в 2008 году", - говорит Филипп Мускевич, бывший заведующий отделом природы ликвидированного Валаамского музея-заповедника.

Image caption Семью Филиппа Мускевича монастырь выселял в течение пяти лет. Все это время суд был на стороне жителей.

С Мускевичей и начался процесс выселения жителей через суд. Почти 20 лет Филипп жил в Воскресенском скиту – по местным меркам на другом краю острова, а на самом деле – в пяти минутах езды на машине от Зимней гостиницы. Когда он приехал на Валаам из Таллина, монастыря на острове еще не было. В 1989-м Мускевича поселила туда местная власть как приехавшего специалиста. Похожим образом были расселены и другие семьи сотрудников существовашего еще тогда музея-заповедника.

Но вот на остров пришел монастырь и, окрепнув, с 2003 года в течение пяти лет пытался выселить семью через суд. Но безуспешно - иски монастыря, апеллировавшие к Жилищному кодексу, последовательно отклонялись. Однако в 2008-м монастырь подал иск на новых основаниях, потребовав выселить Мускевичей из Трапезного корпуса Воскресенского скита как из нежилого здания. И монастырь вдруг выиграл дело.

Мускевичей вывозили с приставами, провожавшими Филиппа с супругой Людмилой до самого причала. Однако они продолжают цепляться за эту землю и живут в комнате сочувствующей им семьи, в той самой Зимней гостинице. Там тесно и холодно зимой, но они не уезжают. Мало того, продолжают активничать - Филипп помогает еще не выселенным жителям Валаама бороться за право остаться на острове.

"Я рассматривал любые варианты альтернативного переселения внутри Валаама... Это мое родное место. Эстетический аргумент очень важен. Прекрасное, восхитительное место, к которому я привык, которое я знаю и которое я люблю", - говорит Филипп Мускевич.

Почти никто из жителей не держится именно за эти квартиры. Для большинства из них самое главное - остаться на Валааме, если не в этом, так в каком-нибудь другом жилье. Но и этот вариант нереален, утверждают в монастыре. Из тысячи жителей, зарегистрированных на острове в начале 80-х, сейчас с постоянной пропиской осталось всего около сотни. И всем им грозит переселение на материк.

Среди них – потомки работников Дома инвалидов, открытого на острове после Второй мировой войны, бывшие сотрудники ликвидированного музея-заповедника, получившие жилье по социальному найму в 1980-90-е гг, а также сотрудники действующего Природного парка.

Исчезнувший поселок

На заре возрождения монастыря предполагалось, что желающие смогут остаться на острове. Это был единственно возможный законный на тот момент вариант - так как переселение, согласно закону, должно производиться в рамках одного населенного пункта.

Image caption "Они (представители монастыря) к жителям относятся очень неприязненно еще и потому, что жители пытаются судиться и отстаивать свои права, а в канонах монастырских такое поведение как минимум неприемлемо", - говорит эксперт МХГ Сергей Шимоволос.

Однако теперь выселение с острова не противоречит закону. Потому что в середине 2000-х годов Валаам перестал быть самостоятельной территориальной единицей. Там было упразднено самоуправление и остров стал... городским районом Сортавалы, что в 40 км, на северном берегу Ладожского озера.

Эксперты Московской Хельсинкской группы, разбиравшие этот конфликт, считают, что ликвидация самоуправления была проведена незаконно и сделала местных жителей фактически бесправными.

Для этого, по данным МХГ, было использовано "обращение" жителей поселка Валаам, подготовлен протокол общего собрания жителей поселка от 13 февраля 2005 г., "на котором присутствовали 47 человек". Однако мнение большинства жителей поселка никто не выяснял, подтверждают сами местные жители.

Самое главное нарушение – это нарушение права на местное самоуправление. Поселок ликвидировали незаконно, путем фальсификации документов якобы какого-то общего схода. Так вот этого схода не было Сергей Шимоволос, эксперт МХГ

"Самое главное нарушение – это нарушение права на местное самоуправление. Поселок ликвидировали незаконно, путем фальсификации документов якобы какого-то общего схода. Так вот этого схода не было", - говорит эксперт МХГ Сергей Шимоволос.

Выселение по-христиански

Отнюдь не все из тех, кто жил здесь последние полвека, возражали против отъезда. Многие согласились на первоначально предлагавшиеся монастырем квартиры в Петрозаводске. Семье одной из жительниц "Зимней", Людмилы, досталось аж три малометражных квартиры – для ее матери, взрослой дочери и для нее с мужем и несовершеннолетним ребенком. Большая часть семьи уже переехала, правда, свой отъезд с Валаама Людмила постоянно откладывает. Говорит – в Петрозаводске очень трудно найти работу.

Но квартиры в региональной столице предлагали немногим. Изначально монастырь аккуратно переселял жителей, однако после ликвидации местного самоуправления терпеливый поиск компромисса сменился жестким подходом.

Media playback is unsupported on your device

Хотя в монастыре по-прежнему говорят о добровольном характере переселения и "христианском" отношении к светскому населению острова, из заявлений иерархов РПЦ становится ясно - выбора у жителей нет. Апеллирующим к жилищному законодательству местным жителям представители монастыря твердо .

Жители писали письма президенту России, патриарху, уполномоченному по правам человека в Карелии с просьбой защитить их право остаться на острове, однако большинство этих писем остались без ответа. В сентябре, после последнего письма патриарху, учрежденная монастырем и управляющая недвижимостью монастыря на острове компания ООО "СЭНТ" ("Служба эксплуатации недвижимости и территорий") подала иски в отношении еще девяти жителей "Зимней".

Многие валаамцы, в том числе и те, кого переселение еще не коснулось, восприняли такой поворот событий как вызов и подали встречный иск, оспаривающий признание своих квартир в "Зимней гостинице" непригодными для проживания. Первое заседание по иску было отложено, новое состоится в середине ноября.

Сергей Шимоволос из МХГ говорит, что во всей истории с выселением местных жителей налицо жонглирование нормами права. "И старый и новый Жилищный кодекс не допускали признания или перевода жилого помещения в нежилое без расселения жильцов. В частности, статья 22 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ не допускает перевод жилого помещения, если граждане используют его "в качестве места постоянного проживания", - говорит он.

Юрист коллегии адвокатов "Юков и Партнеры" Екатерина Баглаева признает, что формально на данном этапе действия монастыря выглядят правомерными. Однако и она указывает на определенную коллизию, которая ставит под сомнение законность действий монастыря. Да, с одной стороны жильцы не могут аппелировать к жилищному кодексу, находясь в помещении, которое признано нежилым. "Однако на том же основании стоит усомниться в указании ООО "СЭНТ" на то, что данное здание является нежилым. Ведь люди там живут и более того, они уже давно зарегистрированы в этом здании по постоянному месту жительства", - говорит Екатерина Баглаева.

Афон, да не тот

Image caption "Северный Афон", но с многотысячным потоком туристов обоих полов - таким видят Валаам монастырские власти

"Сосуществование монастыря и светского поселения мы, конечно, рассматриваем как временное явление и стремимся к тому, чтобы Валаам снова стал северным Афоном", - заявлял наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Панкратий еще четыре года назад в интервью изданию "Прямые инвестиции".

Жители не понимают, чем они могут мешать монахам и почему их нельзя оставить на острове.

"Ничто не мешает здесь небольшой общине светского населения сосуществовать с монастырем. Скажем, посад при монастыре. Здесь очень просто можно было бы разрешить ситуацию - создать программу с учетом баланса интересов, диалога, взаимопонимания", - размышляет Филипп Мускевич.

Раньше был поселок, и не было монастыря. Сейчас – монастырь с постоянно увеличивающейся братией. То есть монахов становится все больше, слава Богу. На сегодняшний день их больше 200. Эта цифра будет увеличиваться. Вера Скобелева, директор ООО "СЭНТ"

Никак нельзя, уверена Вера Скобелева, руководитель ООО "СЭНТ". Скобелева утверждает, что за последние тридцать лет демографическая ситуация на острове существенно изменилась.

"Раньше был поселок и не было монастыря. Сейчас – монастырь с постоянно увеличивающейся братией. То есть монахов становится все больше, слава Богу. На сегодняшний день их больше 200. Эта цифра будет увеличиваться. И что? Каким образом? Монахов мы отправляем на материк, а на Валааме мы делаем поселок?", - говорит Вера Скоблева.

Местные жители не согласны, и говорят, что количество монахов не только не растет, а фактически не меняется на протяжении последних лет.

Освобожденные от местных жителей помещения, как замечают валаамцы, занимают строители и сотрудники коммерческих структур монастыря. А таких много: ООО "Паломническая служба" работает с паломниками и туристами, ООО "Валаам – сервис" распоряжается флотом пассажирских и грузовых судов. Для ведения торговли на острове было создано ООО "Валаам – сервис", а уже упомянутый "СЭНТ" - обслуживания коммунального хозяйства поселка.

Image caption Монастырь делает ставку на "вахтовиков". В сезон их число превышает количество монахов и местных жителей вместе взятых

Число "вахтовиков" в сезон, по словам местных жителей, значительно превышает количество местных жителей и монахов вместе взятых. Большинство временных рабочих приезжают из ближнего зарубежья - Украины, Белоруссии, Молдовы, а также из Румынии. И даже в начале ноября окрестности монастыря заполнены отнюдь не способствующим умиротворению грохотом отбойных молотков и урчанием бульдозеров.

О том, что монастырь намерен нанимать "вахтовиков", говорил и епископ Панкратий.

"Надеемся, что через несколько лет Валаам в основном будет заселен монахами. Люди же, которые здесь трудятся на электростанции, в пожарной части, лесхозе, больнице, будут работать вахтовым методом, имея дома и семьи на материке", - сообщил о планах монастыря епископ Панкратий.

Почему вахтовики устраивают монастырь больше, чем коренные жители, иерарх не объяснил.

"Я уже с владыкой (епископом Панкратием) говорил по этому поводу и с экономом: слушайте, зачем вы берете вахтовым методом работников, когда у нас есть работоспособное население? Почему вы не даете им работу? Ведь это местный житель, который будет работать и будет отвечать за свою работу! Нет, говорят, нам удобнее, чтобы здесь работали вахтовым методом", - рассказывает депутат городского Совета города Сортавала Сергей Григорьев, также – житель Валаама, тоже прописанный в Зимней гостинице.

Со слов депутата, некоторым из местных удается получить работу в монастырских коммерческих структурах, но большинство жителей с постоянной пропиской монастырь принципиально не берет на работу. Как уверен Сергей Григорьев, именно из-за их постоянной прописки на Валааме.

Кто упрям - иди на Валаам

В современном сознании слово "Валаам" ассоциируется с монастырем. Но представление о том, что остров "испокон веков" был исключительно монашеским - миф, замечает Ирина Смирнова.

"Монастырь образовался в конце 14 века, когда здесь уже было поселение. Это было время освоения Северного Приладожья карелами. В 17 веке, когда это была территория Швеции, здесь тоже находились карельские поселения, усадьбы, и в 18 веке вернулся монастырь", - рассказывает она.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Как свидетельствуют исторические источники, монастырь просуществовал на Валааме немногим более 300 лет...

В качестве поучительного примера успешного сосуществования монастыря и светского населения почти все жители Валаама, знающие историю острова, вспоминают о "финском периоде".

"Это были 1920-30-е гг, когда Великое княжество Финляндское получило независимость. Здесь находился финский военный гарнизон, потому что это была пограничная территория и здесь проживали семьи финских военных, с детьми. Кстати, они жили в Зимней гостинице. Здесь помещения были переоборудованы под квартиры. В другой части здания размещались туристы: в 20-30-е гг. это был очень крупный туристический центр", - рассказывает Ирина Смирнова.

По словам местных жителей, никакой вражды между ними и монахами нет и сейчас, несмотря на конфликт с руководством монастыря. У них даже есть что-то общее. Монахи любят вспоминать дореволюционную поговорку: "Кто опытен - иди в Оптину, а кто упрям - иди на Валаам". Вторую часть поговорки местные жители могут бы в полной мере отнести и к себе.

"Никто, ни один местный житель, в какие бы его условия ни ставили, не высказался агрессивно против Русской православной церкви, ни один. Тем более, более половины местных жителей – православные, крещеные и ходят в храм", - говорит Сергей Григорьев. Хотя некоторые, став свидетелями "мирских страстей" в ограде монастыря, разочаровываются.

Музеевед Варвара Сергеева, правнучка репрессированного в 1930-е гг. дьякона, говорит, что больше не может молиться в храмах на Валааме – уезжает в Петербург, чтобы исповедоваться и причаститься. На Валааме она живет с 1988 года, после закрытия музея занялась рукоделием – шьет очень популярные среди паломников сумки. Монастырь отказывается брать у Варвары изделия на продажу, предпочитая работе местных изделия своих оптовых поставщиков с материка.

"Просто гетто"

Image caption Свтелана Стрельникова говорит, что от бытовой неустроенности спасает красота и дух острова

Светлана Стрельникова, хоть тоже не может молиться в храмах на Валааме, уезжать с острова не хочет.

"Стоит только в лес пойти походить, и ты понимаешь, за что ты тут борешься. Лес, кстати, тоже настолько изгадили, столько леса повырубили... Потому что я сюда приезжала не за какими-то там деньгами, квартирами. Мне просто понравилось место. Здесь такие бытовые условия - вот сколько я здесь жила, думала: "Господи, если бы я жила в городе, я бы, наверное, уже повесилась от таких бытовых условий", - говорит Светлана Стрельникова.

Условия нормальными не назовешь. В заставленных сундуками и шкафами темных коридорах Зимней гостиницы хозяйничают кошки. На фоне стен с облезшей кое-где краской полудомашние животные усугубляют ощущение обветшалости.

Здание само в ужасающем состоянии. То как люди содержат коридоры и лестницы – это просто гетто Вера Скобелева, директор ООО "СЭНТ"

В квартирах маленькие окна, печное отопление дополняют электрические обогреватели. Тут самодельные перегородки, импровизированные кухни и самостоятельно установленные санузлы.

Такими неблагоустроенными по городским меркам квартиры были и два десятилетия назад, когда музейных работников разместили в "Зимней гостинице". Тогда квартиры сочли пригодными для проживания. Без капитального ремонта прошло два десятилетия, старинное здание и проложенные еще в советское время коммуникации обветшали. И вот монастырские власти получили техническое заключение о непригодности здания для проживания.

"Здание само в ужасающем состоянии. То, как люди содержат коридоры и лестницы, – это просто гетто", - возмущается руководительица ООО "СЭНТ" Вера Скобелева.

Жители утверждают, что неоднократно предлагали монастырю провести ремонт в здании и были готовы помочь это сделать. Монастырь уже начал реставрацию внешнего контура "Зимней", но с расчетом на другие нужды.

"Это памятник федерального значения, он реставрируется с приспособлением под первоначальное использование. И там невозможно соблюсти санитарные и строительные нормы для жилого помещения. Это гостиничный комплекс", - объясняет Вера Скобелева.

Очень серьезный бизнес

В том же четырехэтажном здании, прямо над признанными непригодными для проживания квартирами – две монастырские гостиницы. Там весьма скромный по удобствам номер стоит в среднем 3,5-4 тыс. рублей за ночь. То же печное отопление и электрический обогреватель, душевая кабина, крохотное окошко.

Монастырю нужны гостиницы. В сезон – с мая по октябрь - на остров приезжает 100- 140 тысяч паломников – почти по тысяче человек в день. В трех монастырских гостиницах на острове могут разместиться немногим более 100 туристов. Проспект "Паломнической службы" насчитывает около двух десятков туристических программ, рассчитанных на разный кошелек.

Несмотря многократное повторение иерархами РПЦ формулы "Валаам - это северный Афон", ограничивать поток туристов-паломников на монашеский остров в ближайшее время никто не собирается.

Image caption Руководитель монастырского ООО "СЭНТ" Вера Скобелева категорична: на острове валаамцам остаться нельзя

"Надо отдавать себе отчет в том, что Валаам кормит весь Сортавальский район. Это туристический бизнес, гостиницы, путешествия, финны сюда приезжают, приезжают сюда со всей России, из-за границы, из Америки, из Англии, сюда ездит вся Европа. То есть понятно, что это очень серьезный бизнес, он приносит серьезный доход Карелии", - поясняет Вера Скобелева.

После завершения ремонта здания Зимней гостиницы там планируется создать духовно-просветительский центр, который будет включать в себя музей современной иконы с выставочными залами и школу православного песнопения, иконописи, лекционные залы, паломнический центр.

Согласно официальной версии, происходящие сейчас переселение жильцов связано исключительно с реставрацией федерального памятника – то есть "Зимней гостиницы" – к празднованию 100-летия Республики Карелия.

"Вот сейчас, например, пошли федеральные деньги на реставрацию, а люди там живут… Деньги надо осваивать. Они (жители) нам тормозят на полгода как минимум со всеми судами осваивание федеральных денег. Но монастырь вынужден ждать, когда это все решится", - сетует пресс-секретарь епископа Панкратия Михаил Шишков.

У нас по программе – возрождение Валаамского монастыря. На самом же деле идет не возрождение, не ремонт, а новое строительство – строят новое. Сергей Григорьев, житель Валаама

Чтобы ускорить процесс, по словам местных жителей, применяются разные методы. В августе, например, после встречи, посвященной жеребьевке жилья на материке, в квартирах местных жителей на несколько дней было отключено электричество и водоснабжение. Отключения коснулись только тех, кого грозят отселить.

Невозможная стройка

"Остаться на Валааме невозможно, потому что там нет возможности строить новые помещения, потому что в пределах центральной усадьбы и весь архипелаг закрыт для нового строительства. Новое строительство предусматривает только скиты, храмы, часовни. Это не те помещения, в которых предполагается жить гражданам", - объясняет Вера Скобелева.

С утра в гостиничной келье постояльцев будит звук дрели. В отсутствие толп туристов посетителей острова преследует строительный шум.

Image caption Вот такое живописное место было выбрано для строительства еще одного "новодела" - Казанского скита

"У нас по программе – возрождение Валаамского монастыря. На самом же деле идет не возрождение, не ремонт, а новое строительство – строят новое. Стоят резиденции на островах. Вот построили у нас резиденцию для Алексия Второго – Свято-Владимирский скит – он там отдыхал. Заступил Кирилл – ему эта резиденция не понравилась – построили ему резиденцию на Байонном острове (Валаамского архипелага), на котором строить вообще ничего нельзя, потому что это заповедная зона, особо охраняемая территория", - говорит Сергей Григорьев.

Действительно, она теперь охраняется особо. Раньше для местных и туристов это было излюбленное место рыбалки, теперь, по рассказам туристов, всех приближающихся к острову встречает вооруженная до зубов охрана.

На самом острове Валаам в необычайно живописном месте строится Казанский скит. "Новодел", - презрительно говорит местный житель Виктор, уроженец Валаама. Виктору, который "знает на Валааме каждый уголок", новые постройки не нравятся - жалко вырубленный на месте строительства лес. "Зачем они здесь? Этих зданий здесь никогда не было", - говорит Виктор.

Рядом с храмом-новоделом с видом на гранитный берег торчит недостроенный склеп-новодел. Он предназначался для крупного жертвователя из Украины - погибшего в Египте на отдыхе Антона Клименко, брата министра доходов и сборов в правительстве Виктора Януковича. Кирпичный параллепипед, похожий на вход в подземный тоннель. Но он стоит пустым - по каким-то причинам благотворителя похоронили даже не тут, а на историческом Игуменском кладбище, где возводят нечто куда более массивное, похожее на часовню.

Image caption Строители работают над увековечением памяти брата украинского чиновника и крупного жертвователя

Рядом - могилы четырех игуменов монастыря. Ни одна из них не может соперничать по части монументальности с захоронением жертвователя. Даже могила игумена Дамаскина, которого называют главным строителем Валаама – под стандартным, в человеческий рост надгробием.

В 1992 году с ликвидацией государственного музея-заповедника Валаам, как отмечают в МХГ, потерял статус особо охраняемой территории. В 1999 году на Валааме был создан Природный парк, сотрудники которого нередко оказываются беспомощными, если нарушителем правил оказывается монастырь.

"Новоделы" ударными темпами возводятся на островах Валаамского архипелага фактически с благословения патриарха, который прошлым летом призвал на каждом еще "необитаемом" валаамском острове построить по скиту.

Вскоре после этого заявления предстоятеля РПЦ на острове Оборонный (Валаамского архипелага), где оставались до последнего времени постройки линии Маннергейма, была развернута масштабная стройка, которая началась без проведения необходимой экологической экспретизы. Экологи подняли тревогу: масштабное строительство разворачивается в особо ценной природной зоне парка, в непосредственной близости от мест, где скапливается на залежках занесенная в Красную книгу ладожская нерпа. Власти отреагировали на запрос "Гринписа" по поводу законности строительства с большим запозданием: было заведено административное дело, стройка продолжается.

Валаам для VIP

Image caption По мнению РПЦ, постройки для VIP не нарушают исторический облик острова

"Сделать где-то поселок – невозможно. Вокруг леса первой категории. И любая инфраструктура, которая будет создана как поселок отдельно, нарушит собственно исторический облик, который здесь зафиксирован. То есть практически все здания на территории Валаамского архипелага являются историческими или культовыми", - говорит нам Вера Скобелева.

Если даже оставить в стороне гробницу для для брата бывшего чиновника, на острове есть и откровенно светские постройки.

Рядом со Свято-Владимирским скитом (тоже новодел 2000-х с характерным для эпохи названием) – два больших деревянных коттеджа. Один из них местные называют резиденцией Путина, другой – VIP-баней.

По официальной версии, загадочные домики у скита-новодела – это гостиницы для VIP-гостей. Рядом за деревьями стоят новенькие жилые дома, около которых лихо работает экскаватор. "Строят для обслуги, наверное", - говорит сопровождающий нас местный житель.

Строить можно, но не для проживания. Там строятся современные скиты, современные сооружения – мы что-то должны оставить в своем веке Михаил Шишков, пресс-секретарь епископа Панкратия

Строительство то ли резиденций, то ли VIP-гостиниц представителей монастыря не смущает. Ведь формально VIP-гостиница и дома для обслуги – не жилые помещения. "Понимаете, все хотят постоянной регистрации на Валааме. Она была проведена вне закона, и с нарушением Конституции и Жилищного кодекса. Строить можно, но не для проживания. Там строятся современные скиты, современные сооружения – мы что-то должны оставить в своем веке", - терпеливо объясняет причины строительного бума представитель игумена Михаил Шишков.

В 19 веке, когда строился современный ансамбль Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, остров любили посещать российские императоры - Александр I и Александр II. Вы не найдете их "резиденций" или дач – царствующие особы жили в двух кельях около надвратной церкви апостолов Петра и Павла у монастырских ворот.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Остров полюбил президент России Владимир Путин

Нынешний глава государства также любит приезжать на Валаам - согласно официальной версии, чтобы "сосредоточиться на главном". Местные жители вспоминают, как однажды "сосредотачиваться" на остров он приезжал с Сильвио Берлускони.

В числе основных жертвователей на реставрацию памятников и строительство новоделов – Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко.

В этом году обитель получила 358 млн рублей на "укрепление единства нации" и создание духовно-просветительского центра.

Тупик. Фанерный

Теперь всем жителям "Зимней" предлагают фактически безальтернативный вариант - дом в Сортавале. Для тех, кто не мыслит жизни без Валламской природы, ветра, волн и сосен, сам его адрес - как издевательство. Фанерный тупик, 7A.

На жеребьевку 18 квартир в новом доме пришли только два человека, да и те позже отказались. Квартиры в тупике валаамцы склоняют на все лады - в основном с рассказов других: новый дом видели немногие. Сергей Григорьев - один из таких.

Image caption В монастыре считают, что предлагают валаамцам прекрасную альтернативу - дом в Фанерном тупике

"Фактически вот что сделали: на обыкновенной производственной площадке взяли промышленное здание - там были мастерские, потом была контора - подремонтировали, сделали там 18 квартир – ни балконов, ни лоджий, потолки – 3,20, отопление – электрическое. Все конечно понимают, что в таких условиях жить невыносимо. Потому что, когда отопление электрическое и потолки 3,20, то это никаких денег не хватит, чтобы натопить эту комнату", - рассказывает Григорьев.

Дом расположен на территории действовавшего некогда в Сортавале мясокомбината. Валаамцы, которым грозит переселение, утверждают, что в непосредственной близости от него был некогда скотомогильник. Рассказывают, что за новой облицовкой здания скрываются прогнившие стены из силикатного кирпича. Говорят уверенно, и все же - "за глаза", увидеть невооруженным взглядом все перечисляемые недостатки мы не смогли. Но это не значит, что их не может быть.

Да за что там биться? За келью?! охранник дома в Сортавале

Обшитый желто-бордовым сайдингом трехэтажный домик с яркой детской площадкой смотрится чужаком - с одной стороны почерневшие от возраста хибары "частного сектора", с другой - остатки и осколки промзоны. Перед нашим приездом в квартирах на первом этаже включили "отопление" - те самые электрообогреватели. В нескольких комнатах от сырости от стен отстали обои. Но это - мелочи.

"Да это же хоромы! Заходи и живи! Если бы мне предложили такое жилье… А у меня двое детей и я снимаю комнату, 8 тысяч плачу каждый месяц - и не жалуюсь", - возмущается уроженец Сортавалы, молодой охранник, которому поручили сторожить дом до заселения жильцов.

Image caption Доступно ли монастырским чиновникам чувство прекрасного, задается этим вопросом Филипп Мускевич

В Сортавале - безработица и 800 человек на очереди на жилье по соцнайму. Люди по многу лет ждут свою очередь на жилье. Поэтому молодой человек считает, что жители Валаама "выпендриваются". Сам он в сезон отрабатывает "вахты" на Валааме. Мы интересуемся, нет ли там, на Валааме, чего-то такого, за что бы стоило побороться?

"Да за что там биться? За келью?!", - с недоумением смотрит на нас сортавалец.

Этот мужчина и отстаивающий свое право на Валаам Филипп Мускевич, кажется, говорят на разных языках.

"Почему, когда говорят о перемещении жителей, сравнивают лишь метры, характеристики СанПиН, не беря в расчет то, что на Валааме люди живут не просто в своих квартирах? Они прежде всего живут на этом прекрасном острове. Для монахов, которые должны быть хоть в какой-то степени романтиками, должно быть понятно, что именно эта феноменальность Валаама привлекает людей", - говорит Мускевич.

Кто упрям - иди на Валаам...


В алаам это не только монастыри.
Тут еще живут валаамцы - простые люди, которые жили тут всегда. Этот пост об их трудной, но счастливой жизни на острове. Стать местным жителем в настоящее время еще сложнее, чем монахом... прописка тут уже закрыта.

Сегодня на архипелаге, кроме монахов, постоянно живет около 80 человек. Есть почта, милиция, медпункт, школа. Монахов тут теперь уже больше, чем просто жителей.

История Валаама это не только история скитов и монастырей. В 1950 г. на Валааме устроили Дом инвалидов войны и труда. Повод - на Валааме хороший чистый воздух и природа, но по сути, это была ссылка калек который уже не могли работать, но мозолили глаза другим гражданам СССР напоминая о войне.
В монастырских и скитских зданиях жили калеки, пострадавшие во время Великой Отечественной войны... каково им было калекам, собранным вместе, знают только они сами. Но сомневаюсь, что весело.

В результате тяжелейшего ранения этот воин потерял руки и ноги, лишился речи и слуха. Война оставила ему только возможность видеть. Рисунок сделан на острове Валаам в 1974 году.

Ратник трех войн: русско-японской (1904-1905 гг.), Первой мировой (1914-1918 гг.), Второй мировой (1939-1945 гг.) Когда художник рисовал Михаила Казанкова, тому исполнилось 90 лет. Кавалер двух Георгиевских крестов за Первую мировую войну, воин закончил свою геройскую жизнь на острове Валаам.

Богадельни находились в Кирилло-Белозерском, Горицком, Александро-Свирском, Валаамском и других монастырях.

По местному поселению острова нас прокатил водитель. Спасибо ему за экскурсию.

Местный "Водоканал")))

Такие "таблетки" УАЗы тут популярны...

Хорошие друзья у фермы)))) раз такие машинки дарят)))

В этом здании он прожил почти всю свою сознательную жизнь. Тут все как у людей - центральное водоснабжение, электричество. На Валааме есть свой детский сад и школа))) тут у него машина, катер. Зимой рыбалка, летом туристы, которым надо показать скиты, рассказать что что никто больше не расскажет... в Сортавала выбирается редко.

Этот сарай старый, дореволюционной постройки. Только крыша новая и пристройка.

Как я понял, это детский сад.

Вид на главный или центральный монастырь Валаама.

Машины приезжих ВИПов и местной братии)))

Тут живут трудники. Для паломников отдельные места и гостиницы.

Еще один способ тут заработать. Цены кусаются. Час 8000 руб.

А вот и наш водитель - экскурсовод))) спасибо за экскурсию)))

Такое впечатление что тут везде играют в футбол)))

Когда развалился СССР, местные жители писали письма Ельцину, просили вернуть монахов, поднять монастыри, возродить туризм. А теперь возродили. На свою голову...

Чувствуется местные обижены на церковь и монастыри. Теперь местные жители монастырям мешают. Монастыри запрещают им причаливать к пристани, мешают перевозить и регистрировать машины, вытесняют всячески. Прописать даже родившегося ребенка можно только через суд - прописка тут закрыта. Пытаются закрыть детский сад и школу. Местные тут не нужны, тут нужны туристы, трудники и паломники...

Монастырь построил два больших дома в Сортавале и предоставил квартиры желающим переехать. Существуют программы по переселению местных жителей на материк, но переезжать хотят не все.

Счастья подвалило...

Сейчас тут прокладывают новые электрические линии, новые трубы для водопровода (с электронными датчиками на улице) и т.п.

Дорога к Никольскому скиту.

Этот дом построили себе энергетики Валаама)) тут живут и рядом работают.

Тропинка...

Отвлек от важных дел кошечку...)))

Котята это святое!

Другие интересные факты:

Общая площадь 50 островов - 36 кв. км.

На южной оконечности острова Валаам находится небольшая, но действующая воинская часть МО РФ.

В Валаамский монастырь ежегодно прибывают около 100 тыс. паломников, из которых около 90 тыс. — туристы.

По неофициальным опубликованным данным, из каждых 20 приезжающих в монастырь трудников впоследствии остаётся в обители и принимает постриг только один, при этом Валаамский монастырь покидают до половины пытающихся начать здесь свою монашескую жизнь.

Здесь растет 480 видов растений (часть из которых привезены монахами), встречается более 200 видов птиц, обитают лоси, лисы, зайцы, белки.

Возможно скоро просто так на Валаам уже не попадешь. Только как паломник и по благословлению (т.е. с разрешением). За основу регулирования РПЦ хочет взять порядок пребывания в Афонских монастырях: там чётко определено число паломников, каждому из них выдается особое письменное благословение — дьямонитирион. И нет лишних людей типа нас.

Некоторые фото (С) интернет.

Похожие статьи

© 2024 v-dud.ru. Информационный онлайн журнал.