Трижды писатель. Зачем нужны литературные курсы? Дополнительное образование

Как я одновременно училась на трех литературных курсах и к чему это привело

Текст: Марина Безуглова
Рисунок Чарльза Д. Гибсона с сайта www.zazzle.com
Фото Марины Безугловой с ее странички в фейсбуке

Приближается новый учебный год, 2017/2018 . Который имеет шанс войти в историю русской литературы как год прорыва в области профессионального писательского образования - которого, по мнению редакторов издательств, порой нашим дарованиями катастрофически не хватает. Институт культуры открыл прием студентов по специальности «детский писатель». Высшая школа экономики впервые начала прием в магистерскую программу - причем, по уверениям причастных, конкурс на бюджетные места превышал десять человек на место.
И это, разумеется, не считая , который тихо и планомерно продолжает свою работу. И не поддающихся точному исчислению офлайновых и онлайновых литературных курсов, возникших за последние несколько лет.
О последних делится живыми впечатлениями непосредственная участница процесса.


…Отматываю время назад и думаю: зачем мне вообще были нужны литературные курсы? Филологического образования у меня нет. Я руководитель небольшой мастерской по производству зеркал. Интерес к писательскому мастерству вырос из любви к чтению. Но я не знала, как подступиться к собственному произведению. Мне нужно было испытать свои силы и дать себе право писать.
Я живу в Ростове-на-Дону, а литературное образование сконцентрировано в столице. Поэтому обучаться очно я не могла, только онлайн. Тогда я организовала для себя интенсив с полным погружением в тему: четыре месяца я параллельно обучалась в трех писательских школах и в итоге получила троекратное благословение от мэтров мира литературы.
Сразу скажу: с задачей воодушевить все курсы справляются замечательно.
Теперь подробнее об учебном процессе. Это не реклама, поэтому сами курсы называть не буду, но немного поясню. В мои школьные годы было такое замечательное понятие, как класс «с уклоном». По отношению к курсам это слово тоже уместно. Итак, я выбрала: курсы с уклоном в жанровую коммерческую литературу (это те книги, которые выходят сериями в издательствах), курсы для начинающих с уклоном в так называемую большую литературу (произведения из списков больших премий) и курсы с легким уклоном в западную литературу. Помимо этого существуют курсы поэзии, сценарного мастерства, курсы нон-фикшн и проч. Цены варьируются от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Многие школы предоставляют скидки, проводят розыгрыши бесплатных мест и конкурсы. (Благодаря этому у меня и была возможность попробовать сразу три варианта.)

Но если вы не такой экстремал от литературы, как я,

выбирая направление, задайте себе вопрос: «что для меня значит быть писателем? Быть автором бумажной книги? Публиковать посты в соцсетях и собирать лайки? Побеждать в конкурсах?» Честный ответ здорово поможет сориентироваться.

Кроме того, перед обучением очень важно почитать специальные учебники, а также воспользоваться бесплатными ресурсами - статей и видео в интернете масса. И если вы поймете, что созрели для профессиональных курсов, вот по каким параметрам я советую выбирать онлайн-школу.

1. Первый параметр - тот самый «уклон». Однако на деле «уклон» был весьма условным. Все мои курсы рассматривали литературное мастерство достаточно широко, при этом информация практически не дублировалась.
2. Количество и продолжительность занятий - рассчитывайте свои силы. Как правило, это еженедельные лекции длительностью от 30 мин до 1 часа. Но есть курсы, которые потребуют по 3 часа 3 раза в неделю.
3. Домашняя работа. Каждое занятие состоит из теоретической лекции и творческого задания. Курсы, подразумевающие рецензирование письменных работ, то есть отзывы преподавателей, многократно полезнее. Обсуждать свои тексты только с такими же, как вы, учениками не особенно эффективно.
4. Количество и объем творческих заданий , выполняемых в течение курса. Чем больший объем текста вы напишете, чем больше получите откликов, тем лучше.
5. Преподавательский состав. Пожалуй, самый важный пункт. Разумеется, приятно, когда наставники - популярные литераторы. Но уровень их известности не должен быть определяющим. Ведь писать и учить этому других - разные вещи. Для вас важнее их педагогический талант. Почитайте работы ваших будущих преподавателей, поищите в интернете видеозаписи с ними, просмотрите, наконец, профили в соцсетях. Если эти люди вас увлекли, значит, и обучение будет интересным.
6. Обратная связь. Каким образом вы сможете задавать вопросы преподавателям? В формате вебинара, в специальной группе в соцсетях, по электронной почте или такой возможности вообще нет?
7. Дальнейшая судьба. Каковы шансы, что работы учеников будут опубликованы? Пусть на конкурсной основе, пусть не в самых популярных изданиях, но само существование такой возможности - большой плюс.
8. Видео. При онлайн-обучении вы будете получать лекции в записи. Большинство из нас лучше всего воспринимает информацию визуально, поэтому наличие видеоряда помогает.
9. Очная/заочная форма . Если у вас есть возможность очного обучения, пользуйтесь. Такая форма, конечно, предпочтительнее заочной.

По этим пунктам можно сопоставлять . Теперь кратко расскажу, что из своего обучения вынесла лично я.

Во-первых , произошло маленькое чудо: у меня впервые получилось связное законченное произведение - рассказ. Потом еще один, и еще… Первые отзывы на тексты дарят незабываемые ощущения.
Во-вторых , курсы дали целостное представление о том, как должен быть выстроен сюжет и образы героев, чтобы удержать внимание читателя. Многие начинающие авторы сэкономили бы свое и чужое время, изучив эти нехитрые принципы. На самом деле произведения, написанные с опорой на эти законы, выгодно отличаются от написанных наобум.
В-третьих , обострилось мое читательское восприятие. Я вижу, как «сделан» текст. Но это вовсе не мешает наслаждаться хорошим произведением - напротив. Сильные тексты (оценка субъективна, конечно) дарят еще больше радости, слабые - еще больше раздражают.
Обучение потребовало от меня больше времени и отдачи, чем я рассчитывала. (Я даже не окончила одни из курсов, поскольку ситуация моя поменялась и стало не хватать времени.) Также мне следовало лучше подготовить своих домочадцев к своему новому увлечению. Вот вы не насторожились бы, если человек бормочет себе под нос, глядя в одну точку? А он, между прочим, подбирает слова для своего текста. Или сидит ночами за компьютером, а ему через час нужно сдать работу. Кстати, так я узнала великую силу дедлайна, когда с его приближением вдохновение просто накрывает волнами.
После окончания обучения наступил некоторый «синдром отмены». Теперь нет никаких дедлайнов, никто не хвалит, не критикует, не задает каверзных заданий. Дальше все зависит только от меня. Ведь литературные курсы - это не фабрика литературных звезд. Из тех, кто прошел обучение, лишь некоторые что-нибудь напишут, только часть из этого опубликуют, а успешными авторами станут единицы.
А как же остальные? Что ж,

выразительно и точно формулировать свои мысли еще никому не помешало, не только писателям или блогерам.

Неизвестно, как сложится моя творческая судьба. В моем понимании быть писателем - значит иметь в распоряжении некоторый объем текстов, которые не стыдно показывать профессионалам и обычным читателям. Назвать себя писателем пока не могу. Сейчас я пишу роман, есть несколько рассказов. Короткие творческие дистанции оказались мне ближе. Опубликованы мои рецензии на два довольно известных романа. Была победа в небольшом литературном конкурсе . Я стараюсь получать удовольствие от жизни, и литература - ее часть.

Просмотры: 0

Сокурсница Тарковского по Высшим литературным курсам Юлия Нейман вспоминает:

Арсик – так его тогда называли. Было ему тогда – восемнадцать. 1925 год. Осень. Это – время действия… Место?.. Скажешь: «Москва. Литературные курсы» – и ничего не выразишь. Кто теперь вспомнит окраску и запахи тех лет? К тому же наши «Литкурсы» существовали так недолго! Несвоевременность, призрачность этого учебного заведения угадывалась с самого начала: незадолго перед тем был ликвидирован, видимо за ненадобностью, «Брюсовский» литературный институт… И все-таки, едва сообщение о Литкурсах где-то появилось, в Дом Герцена, где тогда приютилась курсовая канцелярия, побежали девушки и юноши, как теперь сказали бы – абитуриенты, с документами и дерзким желанием посвятить свою жизнь литературе.

То были по большей части отпрыски «бывших» или хотя бы попросту интеллигентских семей – те, кому ход в «рабоче-крестьянские» вузы тех лет был заказан. Не то чтобы вполне «чуждые», но и не «свои». По крайней мере, не «свои в доску» – ходила тогда такая формула!

Кто поступал к нам на курсы?.. Чуть раньше – Даня, Даниил Андреев, чьи мистические стихи теперь уже многим известны. Чуть позже – Юрий Домбровский: это имя говорит само за себя.

Среди слушательниц курсов Арсений явно пользовался наибольшим успехом. Юлия Нейман признается:

Что он – красив, мы, первокурсницы, заметили сразу. Но своеобразие, особость этой черно-белой красоты осознавалась поздней и постепенно. Первый взгляд ухватывал только то, что могло быть присуще любому красивому брюнету: черные крылья бровей на очень белом лбу. И яркий рот. Такой яркий, что я не удержалась от вопроса:

– Тарковский! Вы красите губы?

Тут нужна «сноска». Юноши с накрашенными губами в те годы были в Москве не такой уж редкостью. И мы, литкурсанты, относились к ним терпимо. Короче, своим вопросом я не хотела обидеть нового знакомца.

И все-таки он обиделся. И стал изо всех сил тереть губы рукавом своей черной рубашки.

– Вот, глядите! Глядите!

Я глядела… Отпечатков помады на черном не появилось. А губы стали еще ярче. Мы оба посмеялись. Обида его прошла. Он пересел ко мне на парту (помнится, она была в левом от него ряду) и быстренько нарисовал в мою приготовленную для записей тетрадь – почему-то свинку. Условный рисунок был неплох. Автор явно умел рисовать.

Домой мы шли вместе. Кодекс «рыцарской» чести гласил: «даму» надо проводить, где бы она ни жила. «Дама» – то есть я – жила достаточно далеко. За время пути он успел рассказать мне о своем родном городе Елизаветграде, – он его называл с добродушной шутливостью – «Елдабеш». Тогда же я запомнила имена его лучших друзей – Коля Станиславский, Миша Хораманский, Юрка Никитин… Четвертым был он, Арсик.

Арсений Тарковский. Середина 1920-х годов

Эти веселые друзья взяли себе, скорей всего из духа противоречия эпохе, громкие титулы – «князя», «графа», «маркиза». Арсик именовался князем, хотя тогда он, кажется, не знал (во всяком случае, не говорил никогда), что родоначальниками Тарковских и правда были князья – дагестанские князья Тарки.

Высшие учебные заведения 1920-х годов – довольно странные образования, если судить по меркам нашего времени. Весьма колоритное описание их оставила Эмма Герштейн, литературовед, близкая подруга Анны Ахматовой, Осипа и Надежды Мандельштам.

В первые годы после революции прием в университет был свободным. Мы с Леной, например, записались на философское отделение, когда ходили еще в 7-й класс гимназии, превращенной уже в Единую трудовую школу. В университете мы застали еще таких философов, как Бердяев, Ильин-гегельянец (впрочем, он читал в музыкальной школе Гнесиных в маленьком особняке на Арбатской площади), Кубицкий, слушали историка Кизеветтера… Но вскоре вся эта блестящая профессура уехала навсегда за границу, и университет производил впечатление барского дома, отданного на попечение управителя и домашней челяди. <…>

Но что особенно отвращало меня от университета, это вузовцы. В аудиториях в ожидании лектора они пели хором; на вечерах танцевали под духовой оркестр; в общежитиях предавались бурным страстям. А мне виделось что-то напускное, аффектированное, взвинченное во всем, что они делали. У новых людей были чуждые мне вкусы, другие повадки, другие понятия о добре и зле.

Мне кажется, что пошлость и развязность студенческой аудитории пугала даже Брюсова. В университете он чувствовал себя менее уверенно, чем в организованных им литературных курсах, куда принимал учащихся по отбору, то есть уже реализовавших свои литературные способности. Я помню его подавленный и растерянный вид на лекции, когда все девицы по инерции объявляли первым поэтом Блока, а мужчины в красноармейских шинелях нараспашку вскакивали на кафедру, перепрыгивали через спинки студенческих скамей и орали «под Маяковского» свои стихи. Однажды Брюсов не выдержал и обратился к аудитории:

– Что вы все так любите Блока? Ведь он плохой поэт.

– А кто хороший? – возмущенно кричали из рядов.

– Пастернак, – удивил всех Брюсов.

Преподаватели Высших литературных курсов не принадлежали, скажем так, к числу «баловней» эпохи. Среди них были, например, Густав Шпет и читавший древнегреческую литературу профессор Соловьев – родственник весьма одиозного в глазах советской власти философа и богослова Владимира Соловьева… Можно вспомнить и еще несколько блестящих эрудитов, чья судьба трагически оборвалась.

Недолгое время один из семинаров на курсах вел Андрей Белый. Он любил давать студентам «технические» задания в области стихосложения, версификационные упражнения. Однажды предложил составить фразу с максимально возможным количеством гласных букв, идущих подряд, без перебивки согласными (как буква «е» в слове «длинношеее»). Тарковский придумал фразу, содержащую восемь (!) букв «и»: «Дрожали губы в смятении и Ии. И – «Иисусе сладчайший!» – воскликнула она».

Белый пришел в полный восторг от этой фразы, и все оставшееся до перерыва время ходил, бормоча:

– Дрожали губы в смятении…

На курсах Арсений познакомился и сдружился с Семеном Липкиным, Марией Петровых и Аркадием Штейнбергом. Эту компанию молодых поэтов переводчик Владимир Бугаевский как-то в шутку назвал «квадригой».

Липкин вспоминал:

Мы встречались если не ежедневно, то через день-два. Этому способствовала городская близость: я учился в Инженерно-экономическом институте на Новой Басманной, Штейнберг жил на Старой Басманной. Тарковский – рядом, в переулке вблизи Разгуляя, да и Петровых обитала сравнительно недалеко – в деревянном доме в Сокольниках.

Впоследствии Арсений Тарковский писал об этом времени и о том, что сближало членов «квадриги»:

Несколько молодых поэтов, не заботясь о печатании своих стихов, подняли почти никем не замеченное знамя. На нем было написано: Поэтическая правда…

Наша поэзия не должна быть нарочита, сказали мы… и в этой естественности и увидели правду… – Что такое реализм? – спросили мы – и тут не могли согласиться друг с другом. Тогда мы выдвинули общую гипотезу: это – система творчества, где художник правдив наедине с собой.

Высшие литературные курсы были закрыты в 1929 году. Студенты получили право сдать выпускные экзамены в 1-м Московском государственном университете, но Тарковский этим не воспользовался. В автобиографиях он объяснял это «тяжелой болезнью жены».

Из книги Рота, подъем! автора Ханин Александр

Высшие Курсы "Выстрел" – Зёма, где курсы "Выстрел"? – спросил я солдата, стоящего у ворот со стандартной выпуклой красной звездой и держащего в руках свежий выпуск армейской газеты.– Тут. Но тебе курсы или полк?– А какая разница? Это не одно и тоже?– На курсах учатся

Из книги Моя история автора Геллер Ури

Из книги Катастрофа на Волге автора Адам Вильгельм

Из книги Тарковские. Отец и сын в зеркале судьбы автора Педиконе Паола

Шенгели Москва. 1920-1930-е Тарковский приехал в Москву 27 июня 1925 года. В юноше с горящими глазами жила романтика времен Гражданской войны, тяга к путешествиям и приключениям, но еще больше томила жажда поэтического самовыражения.Поэзией Арсений увлекся «давным-давно».

Из книги Аплодисменты автора Гурченко Людмила Марковна

Нарбут и Олеша Москва. 1920-1960 Те, кто читал роман Валентина Катаева «Алмазный мой венец», конечно, помнят впечатляющую трагическую фигуру Колченогого и его соперника – Ключика, влюбленных в одну женщину – Ольгу Суок. Под именем Колченогого выведен Владимир Нарбут, под

Из книги Большая Тюменская энциклопедия (О Тюмени и о ее тюменщиках) автора Немиров Мирослав Маратович

«Писателям мира» Париж – Москва. 1920-1930-е 10 июля 1927 года в русской эмигрантской газете «Последние новости», издававшейся в Париже, появилось письмо, озаглавленное «ПИСАТЕЛЯМ МИРА»:К вам, писатели мира, обращены наши слова. Чем объяснить, что вы, прозорливцы, проникающие в

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

Из книги Странствие бездомных автора Баранская Наталья Владимировна

Высшие учебные заведения Их довольно много.Их даже, пожалуй, чрезмерно много для, в общем, весьма небольшого городка, - 400 тыс. жителей на начало 1980-х годов, затерянного в дикой сердцевине дикой западной Сибири. Вот их какое имеется

Из книги Воспоминания адъютанта Паулюса автора Адам Вильгельм

Из книги Вестник, или Жизнь Даниила Андеева: биографическая повесть в двенадцати частях автора Романов Борис Николаевич

Высшие литературные Три года училась я на Высших литературных курсах (полное название - Высшие государственные литературные курсы Моспрофобра). Они возникли на обломках прикрытого Брюсовского литературно-художественного института. Курсы были вечерними, платными, но

Из книги Одна – здесь – жизнь автора Цветаева Марина

Надежды на высшие инстанции Уже было далеко за полночь. Нельзя было предполагать, чтобы до рассвета поступили новые донесения. На командном пункте армии делать было нечего, и я проводил Паулюса до его квартиры. По дороге он заговорил со мной:- Если бы ставка фюрера

Москва. 1918–1920 гг. (дневниковые записи) Мои службыВпервые – в журнале «Современные записки» (Париж. 1925. № 26).С. 87.. .мой квартирант… Икс. – Генрих Бернардович Закс (1886–1941) – польский коммунист.Наркомнац - народный комиссариат по делам национальностей. Существовал в

Из книги автора

Из книги автора

Глава первая Москва, курсы «Выстрел», 1920-е годы 1 Яков Александрович и сегодня читал лекцию, практически не заглядывая в её написанный текст:- Первое. Рецепта для победы дать нельзя, но указать основы, способствующие победе, можно. Второе. Побеждает сильнейший. Третье.

Сведения верны на сентябрь 2009 г. В настоящее

время — март 2013 г. — Литературными курсами в

Петербурге выпущены уже восемь групп. Появилась

форма заочного обучения.

Вариант 1

При Литературном институте им. Горького имеются литературные

курсы, которые я буду обозначать как ВЛК — Высшие литературные курсы,

созданные еще в 1953 г. Это очень престижное учебное заведение со сроком

обучения 2 года. В советские времена ВЛК предназначались для солидных

людей (т.е. не студенческого возраста), уже имеющих писательский опыт

и публикации и нуждавшихся в «полировке» своего таланта. ВЛК закончили

многие известные литераторы (разумеется, бесплатно).

Ныне обучение на ВЛК платное, стоимость 50 тысяч рублей в год;

итого за два года — 100 тыс.руб. Как сообщается на сайте Литературного

института www.litinstitut.ru, форма обучения — вечерняя, принимаются

лица с высшим образованием любого профиля, прием производится на основе

закрытого творческого конкурса. На конкурс нужно представить изданные

книги или рукописи: 70 страниц прозы или 700 поэтических строк. Тем, кто

пройдет полный курс, сдаст зачеты и экзамены и защитит дипломную работу

выдается диплом. Специальность не указана, но я полагаю, что ее название

«литературный работник».

Кроме ВЛК при Литературном институте имеются курсы редакторов :

обучение один год, занятия два раза в неделю по 4 академических часа,

стоимость 5 тысяч рублей в месяц. Это означает, что с учащегося берут

примерно 150 руб. за час занятий. Полный год обучения (9 или 10 месяцев,

точно не указано) обойдется 45-50 тыс.руб. за 300-330 часов занятий.

Есть также курсы корректоров (три учебных месяца, плата тоже 5 тыс.руб.

в месяц) и Высшая школа художественного перевода — обучение двухгодичное,

стоимость 30 тыс.руб. за семестр (всего 120 тыс.руб.).

К сожалению, я не имею информации о программе ВЛК: какие курсы

лекций читаются, какие ведутся творческие мастерские, сколько учебных

часов приходится на лекции и мастерские и сколько часов занимает полный

двухгодичный курс обучения. Если предположить, что занятия ведутся так

же, как на курсах редакторов, т.е. дважды в неделю по 4 академических

часа, то цена обучения в расчете на час тоже будет 150 руб. Мне хотелось

бы выяснить программу и порядок занятий на ВЛК. Возможно, кто-нибудь

из москвичей заглянет на эти курсы и сообщит мне эти данные? Буду очень

благодарен и приведу их в исправленном варианте этой заметки. Адрес

Литературного института: Тверской бульвар, 25; телефон курсов: 694-07-29

(сведения с сайта). Ректор ВЛК — профессор Б.Н.Тарасов.

Вариант 2

В Москве имеется Институт книги, а при нем — Учебный центр с

курсами литературного мастерства . Статус этого института мне неизвестен;

думаю, это негосударственное заведение. На сайте института сообщается,

что Институт книги — первый и единственный в России проект по организации

сугубо книжных мероприятий, книжных фестивалей и вручении литературных

премий. Директором института является Александр Гаврилов, он же — главный

аббревиатурой КЛМ. Сайт института: http://ucheba.bookinstitute.ru; сайт

курсов: http://ucheba.bookinstitute.ru/allprograms.

Насколько я понял из информации, приведенной на сайте КЛМ, эти

курсы не дают систематического образования, как ВЛК (вариант 1) или наши

петербургские курсы «Литератор». Занятия организованы в виде семинаров

по конкретным темам, которых более десяти. Например: как выполнить

разработку образа главного героя или как развить писательское мастерство.

Стоимость участия в отдельных семинарах может составлять 2000 руб. за

три академических часа занятий, т.е. около 700 руб. за час. Вероятно, это

зависит от того, кто ведет занятия. На ВЛК, как я понимаю, читают лекции

и ведут семинары преподаватели Литературного института, т.е. профессионалы,

опытные лекторы. На КЛМ занятия ведут московские писатели, добившиеся

литературного успеха, т.е. «громкие имена». Полагаю, что они делятся своим

опытом и секретами «писательской кухни». Относясь со всем уважением к этим

людям, должен заметить, что их квалификация как преподавателей высшей школы

неясна. Мой опыт университетского преподавателя подсказывает, что в данном

случае берутся большие деньги не за серьезные знания, а, скорее, за общение

с известной и неординарной личностью.

Справедливости ради отмечу, что 2000 руб за 3 часа занятий это

максимальная цена. Приведу в качестве примера темы и стоимости нескольких

семинаров КЛМ:

«Как писать про любовь?» — 1 занятие, 3 часа, стоимость 2000 руб.,

ведет Татьяна Устинова;

«Как создавать персонажей?» — 1 занятие, 3 часа, стоимость

2000 руб., ведет Линор Горалик;

«Как создавать сюжет?» — 1 занятие, 3 часа, стоимость 2000 руб.,

ведет Сергей Кузнецов;

«Где издаваться, как издаваться?» — 1 занятие, 2 часа, стоимость

1600 руб., ведет Александр Гаврилов;

«Как писать рассказ?» — 3 занятия, одна неделя (очевидно, 6

или 9 часов), стоимость 3650 руб., ведет Леонид Костюков;

«Как сделать хорошую книгу отличной. Развитие писательского

мастерства» — 9 занятий, три недели (очевидно, 18 или 27 часов),

стоимость 8250 руб., ведет Ольга Славникова.

Если занятия последнего семинара по 2 часа (всего 18 час.), то

стоимость часа для учащегося 450 руб., а если занятия по 3 часа (всего

27 час.), то стоимость часа будет 300 руб. Даже эти «скромные» цифры

(все же не 700-800 руб. за час!) в два-три раза больше, чем на ВЛК

Литературного института.

На сайте Института книги я нашел объявление о том, что в

кризисные времена занятия на КЛМ временно приостановлены. По-моему,

дело не в кризисе — на наших курсах «Литератор» число слушателей постоянно

растет. Можно предположить, что начинающие литераторы не идут на КЛМ в

количествах, выгодных устроителям — ведь чтобы курсы стали рентабельными,

на каждый семинар должны являться хотя бы пять человек, а лучше десять или

двадцать. Такая ситуация могла возникнуть из-за атомных цен, невысокого

качества преподавания, конкуренции со стороны ВЛК Литературного института.

Я бы, конечно, предпочел ВЛК: стоимость ниже, образование систематическое,

его качество наверняка выше и, вдобавок, получаешь диплом государственного

Вариант 3

Третьим вариантом является полнометражное обучение в течении

5-6 лет в московском Институте журналистики и литературного творчества

(ИЖЛТ) . Это крупный институт, если судить по тому, что в нем имеются

очное, вечернее и заочное отделения, а количество преподавателей — более

Похожие статьи

© 2024 v-dud.ru. Информационный онлайн журнал.