Разбор заданий повышенной сложности при подготовке к егэ по географии. Методика и алгоритм решения заданий типа ЕГЭ и ОГЭ по географии раздела «Население

Среднее общее образование

География

ЕГЭ-2018 по географии: разбираем самые трудные задания

Вашему вниманию мы предлагаем разбор наиболее трудных заданий из демоверсии ЕГЭ 2018 года по географии. Статья содержит подробный анализ заданий, алгоритм решений и рекомендации актуальных пособий для подготовки к ЕГЭ, а также подборку материалов по географии, опубликованных ранее.

Задание 1

(«Географические модели. Географическая карта, план местности»). 1 балл.

В этом задании необходимо найти точку на карте с предложенными координатами. Для выполнения данного задания подходит следующий алгоритм.

1. Найдём точку с координатами 0°ш. 0°д. Она расположена на пересечении экватора и нулевого (Гринвичского) меридиана в Гвинейском заливе.

2. Первая координата искомой точки – всегда её широта, т.е. расстояние в градусах от экватора до данной точки. Чтобы его найти, нужно двигаться от точки 0°ш. 0°д. вдоль нулевого меридиана вверх (если широта искомой точки северная) или вниз (если она южная). В данном случае мы движемся на 58 градусов (57°50´ округляем для удобства) вверх, т.к. широта северная.

Пояснение для тех, кто не понял, как мы нашли широту.

Так как значения широт (градусы параллелей) подписаны у левого и правого края карты с шагом в 20° (0°, 20°, 40°, 60° и 80°), то мы находим диапазон, в котором располагается искомая точка (40°˂58°˂60°), и мысленно разбиваем его сперва на 2 части (по 10 градусов), потом ещё на 2 части (по 5 градусов), и, наконец, на 5 частей (по градусу). В данном случае нам нужно отступить на 60° – 58° = 2° градуса от параллели 60° вниз.

3. Вторая координата искомой точки – это её долгота, т.е. расстояние в градусах от нулевого меридиана до данной точки. Чтобы его найти, нужно двигаться от найденной в п.2 точки на нулевом меридиане вправо (если долгота искомой точки восточная) или влево (если долгота искомой точки западная) вдоль (т.е. сохраняя отступ от) ближайшей параллели. В данном случае мы перемещаемся на 30 градусов (29°58´ округляем) вправо, т.к. долгота восточная.

Пояснение для тех, кто не понял, как мы нашли долготу.

Так как значения долгот (градусы меридианов) подписаны у верхнего и нижнего края карты с шагом в 20° (0°, 20°, 40° и т.д. до 180°), то мы находим диапазон, в котором располагается искомая точка (20°˂30°˂40°), и мысленно разбиваем его сперва на 2 части (по 10 градусов), потом ещё на 2 части (по 5 градусов), и, наконец, на 5 частей (по градусу). В данном случае нам достаточно выполнить только одно разбиение и расположить точку точно посередине между 20 и 40 меридианом.


4. Определяем страну, в которой расположена искомая точка (город Дно).

Таким образом, мы выяснили, что город Дно расположен в Российской Федерации.

2. Теперь определим широту. От найденной в п.1 точки (60°с.ш., 110°в.д.) мы движемся вдоль меридиана по направлению к Северному полюсу (вверх) на 2°32′ (62°32′ - 60°). Это будет четверть расстояния до пересечения с 70 параллелью.

3. Уточняем долготу. От полученной в п.2 точки (62°32′ с.ш., 110 в.д.) смещаемся вдоль параллели на восток (вправо и немного вверх в данном случае) на 3°57´ (113°57´ - 110°). Это будет около 2/5 расстояния до пересечения со 120 меридианом.


4. Определяем субъект федерации, в котором расположена искомая точка (город Мирный).

Таким образом, мы выяснили, что город Мирный расположен на территории республики Саха (Якутия).

Задание 3

(«Природные ресурсы. Рациональное и нерациональное природопользование»). max 2 балла

Для выполнения этого задания необходимо научиться отличать рациональное (грамотное, разумное, устойчивое) природопользование от нерационального. Некоторые примеры обоих видов приведены в таблице ниже. В конце оставлены несколько пустых строк, чтобы вы сами могли дополнить таблицу примерами рационального или нерационального природопользования, которые встретились вам в ходе подготовки.

Таблица «Основные виды природопользования»

Рациональное

Нерациональное

лесовосстановление

осушение болот в верховьях рек

оборотное водоснабжение

вырубка деревьев в верховьях рек

комплексное использование сырья

создание терриконов

полное извлечение сырья

распашка целины

рекультивация земель

молевой сплав леса

защитные лесополосы

(продольная) распашка склонов

расчистка леса от сухостоя, полей от валунов, русел рек от мусора и т.п.

уплотнение почв (например, вследствие использования тяжёлой сельхозтехники)

террасирование склонов

сжигание попутного нефтяного газа

капельный полив

строительство ГЭС на равнинных реках

перевод ТЭС с угля на природный газ

использование вторичного сырья (металлы, макулатура)

Таким образом, в приведённом задании правильный ответ: 124.

Вниманию школьников и абитуриентов предлагается новое пособие для подготовки ЕГЭ, которое содержит 30 вариантов типовых экзаменационных работ по географии. 31-й вариант - контрольный. Каждый вариант составлен в полном соответствии с требованиями единого государственного экзамена, включает задания разных типов и уровня сложности. В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания. Предлагаемые тренировочные варианты помогут учителю организовать подготовку к итоговой аттестации, а учащимся - самостоятельно проверить свои знания и готовность к сдаче выпускного экзамена. Пособие адресовано старшим школьникам, абитуриентам и учителям.

Задание 8

(«Географические особенности воспроизводства населения мира. Половозрастной состав. Уровень и качество жизни населения»). 1 балл.

В этом задании необходимо выбрать страну с наибольшей долей пожилых людей. Могут быть варианты, где просят найти страну с наименьшей долей пожилых или с наибольшей/наименьшей долей детей в структуре населения. Все эти вопросы базируются на одной закономерности: чем более экономически развита страна, тем в структуре её населения меньше доля детей и больше доля пожилых людей . Соответственно, выполнение данного задания сводится к выбору наиболее экономически развитой страны.

Выбор этот осложняется тем, что уровень экономического развития страны зависит не только от размера душевого ВВП, но и от ряда других факторов: структуры и степени диверсификации экономики, развитости социальной сферы и т.п. Приведённая ниже таблица поможет сравнить большинство стран мира по уровню эк. развития: он снижается от стран G7 к НЭС 1-й волны и далее от стран БРИКС к беднейшим странам Африки и Азии.

Таблица «Типология стран мира по уровню социально-экономического развития»

Страны мира

экономически развитые

развивающиеся

страны Большой Семёрки (G7)

США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония

страны БРИКС (BRICS)

Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР

прочие развитые страны Европы

Примеры: Испания, Швеция, Нидерланды, Ирландия, Чехия

развивающиеся страны Европы

Примеры: Беларусь, Сербия, Болгария, (Турция, Казахстан)

НИС (новые индустриальные страны) 1-й волны

т.н. «Азиатские тигры»: Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (в наст. время провинция Китая)

НИС (новые индустриальные страны) 2-й волны

Индонезия, Малайзия, Филиппины, Таиланд, Вьетнам

СПК (страны переселенческого капитализма)

Австралия, Новая Зеландия, Израиль, Канада, ЮАР

страны Латинской Америки (большинство)

Примеры: Мексика, Аргентина, Чили

НЭС (нефтеэкспортирующие страны) 1-ой волны

ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Катар, Бруней, Саудовская Аравия, Оман

НЭС (нефтеэкспортирующие страны) 2-й волны

Примеры: Венесуэла, Алжир, Египет, Азербайджан, Нигерия

бедные страны Африки и Азии (ВВП>1000 $/чел)

Примеры: Кения, Пакистан, Монголия

беднейшие страны Африки и Азии (ВВП<1000 $/чел)

Примеры: Либерия, Конго, Эфиопия, Сомали, Афганистан

Очевидно, приведённая схема сильно упрощена и имеет свои «несостыковки» (например, такие страны, как Канада, ЮАР, Венесуэла «попадают» сразу в несколько групп), но в целом она даёт представление о степени развития той или иной страны при относительно несложном запоминании.

Таким образом, в приведённом задании правильный ответ: 4.

(«Структура занятости населения. Отраслевая структура хозяйства.»). 1 балл.

В этом задании необходимо каждой стране подобрать диаграмму, отражающую структуру занятости населения в ней. Для этого нужно приведённые в списке страны расположить в порядке убывания степени экономического развития (см. таблицу к заданию 8).

В наиболее экономически развитых странах с постиндустриальной экономикой ведущая отрасль экономики, в которой занята большая часть экономически активного населения, – это сфера услуг .

В наименее экономически развитых странах экономика аграрная и большая часть населения занята в сельском хозяйстве .

Большинство стран со средним уровнем экономического развития имеют индустриальную структуру экономики, и значительная часть населения в них занята в промышленности .

Таким образом, в приведённом задании правильный ответ: 213.

В книге содержатся материалы для успешной сдачи ЕГЭ по географии: краткие теоретические сведения по всем темам, задания разных типов и уровней сложности, методические комментарии, ответы и критерии оценивания. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в интернете и покупать другие пособия. В данной книге они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену. Издание содержит теоретические сведения по географии по всем темам, проверяемым на ЕГЭ, а также задания для самоконтроля. В конце пособия приведены ответы и комментарии. Издание окажет неоценимую помощь учащимся при подготовке к ЕГЭ по географии, а также может быть использовано учителями при организации учебного процесса.

Задание 16

(«Мировое хозяйство. Хозяйство России. Регионы России»). 1 балл.

Какие из следующих выводов о тенденциях изменения объемов добычи полезных ископаемых, сделанные на основе анализа данных приведенной ниже таблицы, верны? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Динамика объемов добычи полезных ископаемых
(в процентах к предыдущему году)

1) Объемы добычи полезных ископаемых в Самарской области ежегодно увеличивались в период с 2008 по 2011 г.

2) Объемы добычи полезных ископаемых в Красноярском крае ежегодно уменьшались в период с 2008 по 2011 г.

3) Объемы добычи полезных ископаемых в Томской области ежегодно увеличивались в период с 2008 по 2011 г.

4) Объемы добычи полезных ископаемых в Камчатском крае ежегодно увеличивались в период с 2008 по 2011 г.

Для решения этого задания необходимо обратить внимание на одну особенность: все данные в таблице представлены в виде процентов. Это означает, что для того, чтобы оценить ту или иную тенденцию, нужно сравнивать цифры не между собой, а со 100 процентами. То есть, если число в ячейке больше 100 , то это означает рост показателя в этом году, если меньше 100 , то падение .

Посмотрим на пример. Так, изменение показателя объёма добычи полезных ископаемых в Томской области в 2008–2009 годах с 102,2% до 100,6% означает замедление темпов роста добычи, но не её падение. Поскольку в 2009 году полезных ископаемых было добыто на 0,6% больше, чем в 2008.

И напротив, изменение показателя Камчатского края с 96,2% до 98,3% в 2008-2009 годах не означает роста добычи, а говорит лишь о замедлении темпов её падения (с 3,8% в 2008 до 1,7% в 2009).

В этом задании вам могут встретиться самые разные показатели различных регионов России или стран мира, но математическая основа его выполнения всегда остаётся неизменной: в таблице приводятся не абсолютные (тонны, кубометры, рубли), а относительные (проценты) показатели.

Таким образом, в приведённом задании правильный ответ: 13.

Книга содержит задания разных типов и уровней сложности по темам, знание которых проверяется на ЕГЭ, а также комментарии. Ко всем заданиям приводятся ответы. Поможет потренироваться в выполнении заданий, повторить пройденный материал и эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ. Книга адресована учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по географии.

Задание 23

(«Этапы геологической истории земной коры. Геологическая хронология»). 1 балл.

В этом задании необходимо расположить в нужном порядке геологические периоды. В принципе, даже учить их названия необязательно. Достаточно запомнить мнемоническое правило, которое известно каждому студенту первого курса геофака:

Таблица «Геологические периоды»

Геологические периоды

Мнемоническое правило

К ембрий

К аждый

О рдовик

О тличный

С илур

С тудент

Д евон

Д олжен

К арбон (Каменноугольный)

К ушать

П ермь

П ончики.

Т риас

Ю ра,

М ал.

П алеоген

П ринеси

Н еоген

Ч етвертичный

Ч ебурек.

Примечание: есть две пары периодов, начинающихся с одной буквы (Ке мбрий и Ка рбон; Пе рмь и Па леоген) Чтобы не запутаться в их порядке, достаточно запомнить, что в первых из них вторая буква «е», во вторых «а».

Таким образом, в приведённом задании правильный ответ: 123.

Пособие содержит тренировочные варианты, полностью соответствующие структуре экзаменационной работы и составленные с учетом всех требований ЕГЭ. Каждый вариант включает задания разных типов и уровня сложности. Приводится инструкция по выполнению экзаменационной работы, бланки ответов. В процессе работы с книгой учащиеся могут ознакомиться со структурой теста, выполнить его с учетом реального времени, потренироваться в заполнении бланков, а также оценить свой уровень готовности к ЕГЭ. В конце пособия даны ответы на все задания и критерии оценивания. Издание адресовано учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по географии.

Задание 32

(«Земля как планета, современный облик планеты Земля. Форма, размеры, движение Земли»). max 2 балла!

Задание 32 – одно из самых сложных в ЕГЭ по географии. По статистике, его решают менее 30% сдававших экзамен. В то же время, оно не так трудно, как кажется на первый взгляд, если точно придерживаться алгоритма его решения.

В первом из типов задания 32 необходимо найти точку, в которой солнце раньше (или позже) всего поднимется над горизонтом. Это зависит от двух факторов:

1. Долготы точки. Солнце встаёт на востоке, следовательно, чем восточнее расположена точка, тем раньше солнце будет подниматься в ней над горизонтом.

2. Широты точки. Здесь важно время года.

Летом северного полушария (с 21 марта по 23 сентября) продолжительность дня будет возрастать от Южного полюса к Северному, следовательно, чем дальше на север будет расположена точка, тем раньше там будет всходить солнце.

Зимой же всё меняется с точностью до наоборот. Продолжительность дня будет возрастать при движении на юг, следовательно, чем южнее расположена точка, тем раньше там будет всходить солнце.

В приведённом задании точки А и В расположены восточнее точки С, следовательно, в точке С солнце взойдёт позже. Так как точки А и В лежат на одном меридиане, то время восхода солнца будет зависеть от продолжительности светового дня в них. 20 декабря день будет длиннее в точке В, т.к. она лежит южнее точки А.

Следовательно, солнце раньше поднимется над горизонтом в точке В.

Эмпирическая подсказка: примерно в 85% случаев искомая точка располагается «в вершине» угла, образуемого тремя точками. Т.е. на одной параллели с одной из точек и на одном из меридианов с другой.

Тип 2. Определите, в какой из точек, географические координаты которых указаны в таблице, 18 марта Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 15 часов по солнечному времени гринвичского меридиана. Запишите обоснование Вашего ответа.

1. Широты точки. Чем ближе к экватору расположена точка, тем выше в ней стоит солнце над горизонтом .

2. Долготы точки. Чем ближе к полуденному меридиану находится точка, тем выше в ней стоит солнце над горизонтом.

Таким образом, основная сложность при выполнении этого типа задания связана с нахождением полуденного меридиана – меридиана, на котором в данный момент времени полдень. Т.к. окружность Земли составляет 360°, а в сутках 24 часа, то за один час Земля поворачивается на 360: 24 = 15°. Следовательно, чтобы найти полуденный меридиан, нужно разницу во времени нулевого и полуденного меридиана умножить на 15°.

В приведённом задании на Гринвиче 15 часов, следовательно, разница со временем полуденного меридиана составляет 3 часа (15 – 12), а градусная мера последнего составит (15 – 12) · 15° = 45° з.д. Долгота западная потому, что полуденный меридиан лежит к западу от Гринвича (там уже три часа дня, а солнце движется с востока на запад) .

Точки А и Б лежат ближе к полуденному меридиану, чем точка В. При этом точка А расположена ближе к экватору, следовательно, именно там солнце и будет располагаться выше всего над горизонтом.

Эмпирическая подсказка: если вы лучше воспринимаете информацию в графическом виде, нежели чем в табличном, то нарисуйте схематически на черновике две параллели и два меридиана и расположите на их пересечениях указанные точки.

Решение заданий ОГЭ по географии

Ильина Г.В.

Учитель географии МБОУ-СОШ №2 п.Южный, Мартыновский р-он.

Задание 2.

Во втором задании проверяется знание особенностей географического положения и границ России. Для выполнения этих заданий необходимо хорошо знать крайние точки территории страны, морские и сухопутные границы России. Особое внимание следует уделить 14 странам, имеющим с Россией сухопутную границу. Калининградская область расположена изолированно от основного массива российской территории и граничит с Литвой и Польшей.

Морские соседи России - это страны, граница с которыми проходит в непосредственной близости от нашей территории (США и Япония).

Необходимо иметь представление об относительной протяженности наших сухопутных границ и знать, с какими странами у России имеется самая протяженная граница.

1. С каким из перечисленных государств Россия имеет морскую границу?

1) Великобритания 2) Болгария 3) США 4) Индия

2. С каким из перечисленных государств Россия имеет самую протяженную сухопутную границу?

1) Украина 2) Казахстан 3) Норвегия 4) Белоруссия

3. На границе с каким из перечисленных государств расположена крайняя западная точка России?

1) Белоруссия 2) Литва 3) Польша 4) Финляндия


Задание 7.

Особенности населения России

1. В каком из перечисленных регионов России средняя плотность населения наименьшая?

1) Белгородская область 2) Архангельская область

3) Псковская область 4) Чувашская Республика

2. В каком из перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая?

1) Приморский край 2) Амурская область

3) Вологодская область 4) Краснодарский край

Используем карту «Размещение населения» (атлас 8 класс) и, если необходимо,

административнюу карту РФ.



Задание 8.

За какой период времени число выбывших из Тверской области возросло?

1) 2001–2003 гг. 2) 2003–2005 гг.

3) 2005–2007 гг. 4) 2007–2009 гг.

2005–2007 гг.


Задание 8.

Изменение численности населения Алтайского края в 2007 - 2010 гг.

Показатель

Общий прирост населения за год,человек

Естественный прирост населения за год,человек

В каком году в Алтайском крае наблюдалось наименьшее превышение смертности над рождаемостью?

1) 2007 г. 2) 2008 г. 3) 2009 г. 4) 2010 г.

Разница между рождаемостью и смертностью дает естественный прирост. Превышение смертности над рождаемостью показывает, что идет процесс убыли населения, значения уходят в минус. Наименьшее превышение смертности над рождаемостью наблюдалось в 2009 году.


Задание 8.

Изменение численности населения Астраханской области

в 2007–2010 гг.

Показатель

2007 г.

Общий прирост населения за год, человек

2008 г.

Естественный прирост населения за год,

человек

615

2009 г.

2010 г.

381

В каком году в Астраханской области наблюдалось наибольшее превышение рождаемости над смертностью?

1) 2007 г. 2) 2008 г. 3) 2009 г. 4) 2010 г.


Задание 8.

Международная миграция населения в России (человек)

Годы

Прибыло

1 355 335

Выбыло

1 097 016

В каком году из указанных ниже было зафиксировано наименьшее число эмигрантов?

1) 1994 г. 2) 1998 г. 3) 2002 г. 4) 2006 г.

Эмигранты - выбывшие из страны.

По данным таблицы наименьшее значение выбывших в 2006 году.


Задание 8.

Международная миграция населения Российской Федерации в 2009–2010 гг. (человек)

Число прибывших в РФ

2009 г.

Всего: в том числе:

Число выбывших из РФ

2010 г.

2009 г.

2010 г.

Таджикистан

Азербайджан

Какое утверждение, характеризующее миграцию населения между РФ и странами СНГ в 2009–2010 гг., верно?

1) Число прибывших в Россию из Армении в 2009 г. превышало число прибывших в 2010 г. 2) Число прибывших в Россию из Таджикистана в 2010 г. превышало число прибывших в 2009 г.

3) Число выбывших из России в Украину в 2009 г. превышало число выбывших в 2010 г.

4) Число выбывших из России в Азербайджан в 2010 г. превышало число выбывших в 2009 г.


Задание 8.

Компоненты изменения общей численности населения в России в 2009-2012 гг. (тыс. человек)

Годы

Среднегодовая численность населения

Общий прирост населения

Миграционный прирост населения

В каком из указанных годов превышение числа иммигрантов над числом эмигрантов в РФ было наименьшим ?

1) 2009 г. 2) 2010 г. 3) 2011 г. 4) 2012 г.


Задание 9.

Определите миграционный прирост населения Тверской области в 2005 г. Ответ запишите в виде числа.

Миграционный прирост определяется разностью между прибывшими и выбывшими.

19 785 − 19 136 = 649.


Задание 9.

Изменение численности населения Алтайского края в 2007 - 2010 гг.

Показатель

Общий прирост населения за год,человек

Естественный прирост населения за год,человек

Определите миграционный прирост населения Алтайского края в 2009 г.

Общий прирост населения - это сумма естественного прироста и миграционного прироста. Следовательно, чтобы определить миграционный прирост надо из общего прироста вычесть естественный.

Миграционный прирост (убыль) составил: −6062 − (−4868) = −1194

Определите миграционный прирост населения Алтайского края в 2010 г. Ответ запишите в виде числа.

Миграционный прирост (убыль) составил: −9803 − (−5516) = −4287


Задание 9.

Определите естественный прирост населения в Воронежской области (человек) в 2011 г. Ответ запишите в виде числа.

-3303-9863=-13166


Задание 9.

Определите естественный прирост населения в РФ (в тыс. человек) в 2010 г. Ответ запишите в виде числа.

Естественный прирост - разница между родившимися и умершими, то есть между показателями рождаемости и смертности. Общий прирост населения состоит из естественного прироста и механического(миграции). Следовательно, естественный прирост можно определить разностью общего прироста и миграционного.

31,9-271,5=-239,6


Используя данные таблицы, определите, на сколько человек сократилась численность населения Иркутской области в 2011 г. Ответ запишите в виде числа.

Убыль населения - это соотношение естественного и миграционного движения населения.

Для определения изменений численности населения надо вычислить естественный прирост (убыль) населения.

(Е = Р − С) 37110 − 33910 = 3200

Прирост населения положительный.

Миграционная убыль составила 8022.

Следовательно, общая убыль населения:

8022 − 3200 = 4822.


Изменение численности населения некоторых областей России в 2011 г.

Используя данные таблицы, определите, на сколько человек увеличилась численность населения Белгородской области в 2011 г. Ответ запишите в виде числа.

Изменение численности населения зависит от естественного и

миграционного прироста(убыли).

40661 - 32311=8350 - миграционный прирост населения

8350+ (-4630)= 3720 - общий прирост


Задание 9.

Изменение численности населения Воронежской области

в 2007 2010 гг.

Используя данные таблицы, определите величину миграционного прироста населения Воронежской области в 2009 г.

Миграционный прирост определяется разностью общего и естественного приростов:

8 403 − (−15 022) = 6 619.


Задание 9.

Изменение численности населения Курской области

в 2007 2010 гг.

Используя данные таблицы, определите величину миграционного прироста населения Курской области в 2009 г.

6 807 − (−7 774) = 967.


Задание 9.

Международная миграция населения в России(чел.)

Определите миграционный прирост населения России в 1998 г.

Миграционный прирост определяется разностью между прибывшими и выбывшими:

999 657 − 944 053 = 55 604.


Задание 9.

Определите миграционный прирост (всего) населения РФ в 2009 г.

261 495 − 20 326 = 241 169 чел.


Компоненты изменения общей численности населения в России, тыс. человек

Годы

Среднегодовая

численность

Общий

прирост

населения

Миграционный

прирост

Определите величину естественного прироста населения России в 2012 г.

Естественный прирост определяется разностью общего и миграционного прироста.

291,7 - 295,0=-3,3


Площадь территории и численность населения отдельных регионов России

Используя данные таблицы, определите среднюю плотность населения Воронежской области в 2007 г.

Ответ:_________________чел. на 1 км 2 .

Плотность населения определяется делением численности населения на площадь территории: 2 310/52,5 = 44.


Площадь территории и эксплуатационная длина железнодорожных

путей общего пользования отдельных регионов РФ

Определите густоту сети железных дорог в Республике Хакасия в 2010 г. Полученный результат округлите до целого числа.

Для определения густоты надо длину дорог разделить на площадь региона:

667:61,6 = 10,8 = 11.


Задание 10.

Циклоны - это вихри с низким давлением в центре.

Антициклоны - это вихри с высоким давлением в центре

10. Какой из перечисленных городов, показанных

на карте, находится в зоне действия циклона?

1 ) Тюмень 2) Омск

3) Оренбург 4) Санкт-Петербург

Санкт-Петербург


Задание 10.

Циклоны - это вихри с низким давлением в центре.

Антициклоны - это вихри с высоким давлением в центре

Какой из перечисленных населённых пунктов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона?

1) Мурманск 2) Новосибирск 3) Тикси 4) Магадан

Новосибирск


Задание 11.

1.Какой фронт приближается к Москве?

2.Как изменится погода после прохождения фронта?


Задание 11.

11. Карта погоды составлена на 18 апреля. В каком из показанных на карте городов на следующий день наиболее вероятно существенное похолодание?

1) Екатеринбург

2) Москва

3) Ханты-Мансийск

4) Элиста

Москва


Задание 16.

Используя данные таблицы «Пассажирооборот транспорта общего пользования в России в 2011 г.»,

определите долю железнодорожного транспорта (в %) в общем пассажирообороте. Полученный результат округлите до целого числа.

Пассажирооборот транспорта общего

пользования в России в 2011 г.,

млрд пассажиро-км

Составляем пропорцию:

(139,7х100):443,9=31

Пассажирооборот транспорта общего пользования

в том числе:

железнодорожного

автомобильного (автобусы)

воздушного (транспортная авиация)


16 . Используя данные таблицы, определите долю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников в 2011 г. (в %). Полученный результат округлите до целого числа.

Составим пропорцию:

(13465Х100): 32628=41


16 . Используя данные таблицы «Национальная структура населения Республики Буря­тия в 2010 г.», определите численность бурят в Республике в 2010 г. Ответ запишите в виде числа.

Составим пропорцию: 955002 - 100%

(955002x30):100=286501


16 . Средняя солёность поверхностных вод Средиземного моря составляет 38‰. Определите, сколько граммов солей растворено в двух литрах его воды.

Ответ запишите в виде числа.

Соленость воды определяется в промилле - ‰ (тысячная доля числа).

38‰ - это значит, что в 1 литре воды содержится 38 грамм соли.

В двух литрах: 38х2=76

Средняя солёность поверхностных вод Балтийского моря составляет 8‰. Определите, сколько граммов солей растворено в трёх литрах его воды. Ответ запишите в виде числа.

8‰ - это значит, что в 1 литре содержится 8 грамм соли.

В 3 лит­рах: 8х3=24


16 . Определите, какое атмосферное давление будет наблюдаться на вершине горы высотой 700 метров, если у её подножия его значение составляет 760 мм и известно, что давление изменяется на 10 мм на каждые 100 м. Ответ запишите в виде числа.

Каждые 10 м давление понижается на 1мм. Следовательно:

760 - (700:10) = 690

При подъёме вверх на каждые 100 м температура воздуха в тропосфере понижается в среднем на 0,65 °С. Определите, какая температура будет на вершине горы А с относительной высотой 4000 м, если у подножья горы температура воздуха составляет 10 °С.

1) 4000/100 = 40 - столько раз произойдет уменьшение температуры

2) 40х0,65=26 - на столько снизится температура

Ответ: -16.


0,65 ° х10=6,5 °

-16 °С

-9,5°С

3,5 °С

10 - 6,5 = 3,5

-3 - 6,5 = -9,5

3,5 - 6,5 = - 3

-9,5 - 6,5 = -16


Задание 27.

Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.

1) A 2) B 3) C 4)D

На климатограмме повышение температуры от 10 в январе до 28 летом. Количество осадков в целом невелико. Выпадают, в основном, зимой. Это показатели типичного субтропического климата, известного под названием средиземноморский.


На климатограмме высокие температуры в течение года указывают на тропические широты. В осадках прослеживается четкий сезон в летнее время (северного полушария). Это указывает на субэкваториальный климат.

Правильный ответ указан под

номером 3.

1) A 2) B 3) C 4)D


Изменение температур в течение года от 12 в январе до 23 летом указывает на субтропики северного полушария. Об этом же говорит и характер выпадения осадков с ярко выраженной сезонностью (зимой). Это область средиземноморского климата.

Правильный ответ указан под номером 1.

1) A 2) B 3) C 4)D


Изменение температур в течение года от 3 градусов зимой до 18 градусов летом указывает на мягкий климат умеренного пояса. Осадки выпадают равномерно в течение всего года, что предопределяет близость к океану в районе постоянных ветров с океана.

Правильный ответ указан под

номером 2.

1) A 2) B 3) C 4)D


Маленькая амплитуда колебания температур указывает на пояса вблизи экватора. Июльские температуры выше, следовательно, северное полушарие. В выпадении осадков четко прослеживается сезон: конец лета, осень. Такие осадки характерны для муссонного субэкваториального климата.

1) A 2) B 3) C 4)D


Маленькая амплитуда колебаний температур при высоких абсолютных значениях и минимумом в июне указывает на жаркие районы южного полушария. Значительное количество осадков, равномерно выпадающих в течение года - на влияние ветров с океана.

Правильный ответ указан под номером 2.

1 ) A 2) B 3) C 4)D


Небольшая (от 18 до 28) амплитуда колебаний температур с минимумом в июне указывает на жаркие районы южного полушария. Осадки выпадают весь год. Это указывает на близость океана.

Правильный ответ указан под номером 3.

1) A 2) B 3) C 4)D


Температуры меняются в течение года от отрицательных (-11) до положительных (+16). Это характеристика умеренного пояса северного полушария. Осадков не очень много, и они выпадают равномерно в течение года.

Правильный ответ указан под

номером 3.

1) A 2) B 3) C 4)D


Температуры в течение года меняются незначительно: в пределах от 21 до 28 градусов. В режиме осадков ярко выражен летний сезон. Осадков в целом много. Это типично для субэкваториального пояса.

Правильный ответ указан под

номером 3.

1) A 2) B 3) C 4)D


Высокие температуры весь год. Июльские температуры ниже январских, что указывает на южное полушарие. Осадков много весь год, но в летнее время южного полушария чуть больше. Это должен быть жаркий пояс вблизи океана.

Правильный ответ указан под

номером 1.

1) A 2) B 3) C 4)D


Задание 28.

Школьники нашли в Интернете климатические данные для пунктов, расположенных в Европе на одной параллели, но на разных меридианах. Данные получены на местных метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Собранные школьниками данные представлены в следующей таблице.

Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта.

Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?

1) Олег: «При удалении от Атлантического океана количество атмосферных осадков постепенно увеличивается».

2) Филипп: «При движении с запада на восток лето становится теплее».

3) Анастасия: «При удалении от Атлантического океана зимы становятся холоднее».

4) Диана: «Чем теплее зима, тем атмосферных осадков больше».

В умеренных широтах Евразии при удалении от Атлантического океана зимы становятся холоднее.

От г. Шалон на восток: +2,2; +0,5; −3,4; −4,9.

Правильный ответ – номер 3.


Задание 29.

В каком из перечисленных городов 22 декабря Солнце позже всего

1) Шалон 2) Мюнхен 3) Кошице 4) Черновцы

Позже всего Солнце поднимется над горизонтом в г. Шалон, т. к. он расположен западнее.


В каком из перечисленных городов 21 марта Солнце раньше всего по московскому времени поднимется над горизонтом?

1) Санкт-Петербург 2) Москва 3) Тамбов 4) Астрахань

В день равноденствия Солнце одинаково освещает полушария. Раньше всего Солнце над горизонтом поднимется над самым восточным городом.

Правильный ответ – номер 4


1) Воронеж 2) Рязань 3) Уфа 4) Вологда

В северном полушарии в это время продолжительность дня увеличивается с юга на север. Следовательно, самый продолжительный день будет у самого северного города.

Правильный ответ - номер 4.


Тропики - условные линии, над которыми Солнце стоит в зените в дни солнцестояния.





Задание 30. Определите регион России по его краткому описанию.

1.Эта республика расположена в зоне тайги. Особенностью её экономико-географического положения является наличие выхода к Государственной границе Российской Федерации и выхода к морю. На территории республики находится морской порт. Республика специализируется на производстве пиломатериалов, целлюлозы, бумаги, железорудных окатышей, алюминия.

Ответ: Республика Карелия

2. Эта область расположена в зонах южной тайги и смешанных лесов. По территории протекает самая протяжённая река Европейской части России. На этой реке находится административный центр области - крупный центр российского и международного туризма, один из городов «Золотого кольца» России с численностью населения около 600 тыс. человек. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение и химическая (производство шин, синтетического каучука и смол, лаков и красок). Развита нефтеперерабатывающая и топливная, лёгкая (льняная и хлопчатобумажная), пищевая промышленность. Основная отрасль сельского хозяйства - животноводство (молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство). Выращивают рожь, картофель, овощи, кормовые культуры, лён-долгунец.

Ответ: Ярославская область.


3.Территория этого края омывается водами двух морей. Его административный центр находится на одинаковом расстоянии от экватора и Северного полюса. Климат на большей части территории края умеренно континентальный, а на побережье - субтропический. Его северную часть занимают степи (2/3 территории), южную - горы (1/3 территории). Основу экономики составляют агропромышленный, курортно-рекреационный, транспортный комплексы.

Ответ: Краснодарский край.

4. Этот город - административный центр области, которая находится в лесостепной и степной природных зонах. Город-миллионер расположен на возвышенном берегу р. Волги, которая делает в этом районе петлю «Лука» и пересекается мощными транспортными магистралями широтного направления. Промышленность представлена производством самолётов, космической техники, оборудования для нефтяной промышленности; нефтеперерабатывающей и пищевой промышленностью и др.

Самара


Определите страну по её краткому описанию.

1. Территория этой страны узкой полосой вытянута вдоль побережья океана. Здесь расположена крайняя южная точка материка, на котором находится эта страна. Общая протяжённость территории с севера на юг превышает 4000 км, и климат изменяется от тропического на севере до умеренного на юге. Свыше 3/4 территории занимают горы. В стране насчитывается несколько сотен вулканов, из них более 40 действующие.

Чили.

2. Территория этой одной из крупнейших стран мира расположена в нескольких климатических поясах. Омывается водами Атлантического океана, и на её территории находится одна из крайних точек материка. Природа страны разнообразна: девственные тропические леса с богатейшей флорой и фауной на севере сменяются древесными и травянистыми саваннами на юге.

Бразилия.

Задание 15.

Летом будет дан старт автопробегу Псков – Ставрополь. Выбран самый краткий маршрут, который соединяет эти два города почти по прямой. На первом этапе участники проедут лесными дорогами Псковской области. Последний этап пройдет по Ставропольской возвышенности, где дороги пересекают многочисленные холмы, глубокие овраги и балки.

На Ставропольской возвышенности, в степной зоне, много оврагов, которые, возможно, вызовут затруднения у участников автопробега.

Какая особенность рельефа и какая особенность хозяйственной деятельности человека на этой территории способствуют образованию оврагов?

1. Для образования оврагов нужно, чтобы были холмы. Это есть на Ставропольской возвышенности. Еще на Ставропольской возвышенности нет лесов, а они закрепляют почву, и она не размывается.

2. Ставропольская возвышенность имеет сравнительно большие высоты. Дождь выпадает, и вода размывает почву, почва не скреплена, и образуются овраги.

3. Там много пастбищ, при перевыпасе скота также происходит эрозия, образуются овраги.


Задание 15.

Полуостров Кейп-Йорк (штат Квинсленд, северо-восток Австралии), охвачен сильнейшими за последние 50 лет наводнениями. В зоне затопления оказалась огромная территория. Наводнение затронуло много городов штата. Масштабы экономических потерь исчисляются миллиардами долларов. В это же время на юго-западе Австралии, где установилась сухая и жаркая погода, на территории в 2000 га бушуют лесные пожары.

В какое время года Южного полушария и почему ежегодно идут проливные дожди на полуострове Кейп-Йорк?

Варианты ответов.

1. Это субэкваториальный пояс. В феврале пояса атмосферного давления смещаются в Южное полушарие; на север, северо-восток Австралии приходят экваториальные воздушные массы. Идут дожди.

2. Полуостров находится в субэкваториальном поясе, а летом там действуют экваториальные воздушные массы. Жарко и дожди каждый день.

3. Это декабрь−февраль, так как экваториальные воздушные массы приносят ветры с океана.


Задание 15

На Мутновском геотермальном месторождении были построены две геотермальные электростанции: Верхне-Мутновская ГеоЭС и Мутновская ГеоЭС. Суммарная мощность этих ГеоЭС составляет 62 МВт. Они расположены к северо-востоку от вулкана Мутновский на отметке 780 м от уровня моря в 116 км от Петропавловска-Камчатского. Развитие геотермальной энергетики – важная часть развития энергетики региона, где пока около 68% электроэнергии вырабатывается на мазутных ТЭЦ.

Какие экологические преимущества имеет геотермальная электростанция перед ТЭС, работающей на мазуте? Укажите два преимущества.

Примеры ответов:

- Геотермальная электростанция работает на термальных водах, которые нагреваются внутренней энергией Земли, для получения мазута используют нефть. ТЭС выбрасывают в атмосферу вредные вещества, а ГеоЭС не загрязняют атмосферу.

- ГеоЭС, в отличие от ТЭС, используют неисчерпаемый источник энергии, что сохраняет топливные ресурсы. ГеоЭС не загрязняют атмосферу выбросами, от которых идут кислотные дожди


Задание 20.

Школьники выбирают место для катания на санках. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Участок 2 лучший, потому что там есть склон и нет деревьев, как на участке 3.


Школьники выбирают место для игры в футбол. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого.

Участок 2.

1. Ровная поверхность земли, необходимая для футбольного поля.

2. Нет растительности, как на первом участке. Луг.


Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям.

Подходит 2 участок.

1. Расположен на южном склоне.

2. Рядом проходит дорога, что удобно для вывоза урожая.


Задание 23

ООО «Ростовский электрометаллургический завод» – металлургический завод нового типа, выпускающий высококачественную продукцию. Его производственная мощность составляет 730 тыс. тонн стали в год. Сырьём является металлолом, готовой продукцией – стальные прокатные заготовки и стальная строительная арматура.

Какая особенность хозяйства Ростовской области делает возможным развитие на её территории энергоёмких производств?

Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

Примеры ответов :

-В Ростовской области действуют ТЭС, АЭС, в целом хорошо развита электроэнергетика.

-Энергоёмкие предприятия хорошо обеспечены электроэнергией благодаря наличию АЭС.


Задание 23

В 2012 г. в Астрахани при участии Московского трубозаготовительного комбината и предприятия «Балластные трубопроводы СВАП» был открыт производственно-логистический комплекс «СВАП-Юг». К началу 2013 г. новый завод «СВАП-Юг» произвёл первые 55 км труб для подводных трубопроводов с утяжеляющим защитным балластным покрытием, которые востребованы в одной из отраслей промышленности. Конструкции, которые производят в Астрахани по российским инновационным технологиям с использованием российских материалов, отличаются от зарубежных аналогов большей прочностью и экологичностью.

Какая региона, в котором находится г. Астрахань, способствовала созданию на его территории предприятия по производству труб для подводных трубопроводов?

Примеры ответов:

- В Каспийском море имеется нефть, для добычи которой необходимы специальные трубопроводы.

- Побережье и шельф Каспия богаты нефтью и природным газом.


Задание 23

АО «Котласский ЦБК» – «Котласский целлюлозно-бумажный комби­нат» (юг Архангельской области, город Коряжма) – крупнейшее в России предприятие по комплексной безотходной химической переработке древесины хвойных и лиственных пород. Котласский ЦБК вырабатывает более миллион тонн целлюлозы разных видов, сотни тысяч тонн печатной и технической бумаги, картона, древесно-волокнистые плиты и другие виды продукции.

Объясните, какая особенность природно-ресурсной базы Архангельской области кроме хорошей обеспеченности водными ресурсами способствовала размещению в г. Коряжма целлюлозно-бумажного комбината.

Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

Возможный ответ. Город Коряжма обеспечен лесными ресурсами, так как находится в таежной зоне.

2. Страны, граничащие с Россией. Крайние точки .

Атлас 8 класс . Карта «Географическое положение России».

Страны, граничащие с Россией : Норвеги я, Финлянди я, Эстония , Латви я, Литва , Польш а, Белоруссия , Украин а, Грузия , Азербайджан , Казахстан , КНР (Китай), Монголией , КНДР (Корея), Абхазия, Южная Осети я,

по морю -Япония и США

3. Вопросы о климате России.

Атлас 8 класс . Климатическая карта.

Летом температура воздуха увеличивается с севера на юг. Зимой уменьшается с запада на восток (чем ближе к западу – тем теплее). Количество осадков увеличивается к западу, в горах, на побережье Тихого океана.

5. Вопросы по экономике России.

Атлас 9 класс. Карты, например, «Машиностроение», «Топливная промышленность» и т.д.

6. Вопросы о заповедниках.

Атлас 8 класс. Природные святыни России

7. В каком из регионов плотность населения наибольшая?

Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения». Соотнести две карты: «Плотность населения» и «Административную карту». Плотность населения выше - чем ближе к югу и к европейской части. (Основная полоса заселения: европейская часть России, кроме севера и юг Сибири).

8.Вопросы по графикам. Определить по графику, таблице необходимую величину.

9. Вопросы: определить:

Естественный прирост = Рождаемость – Смертность

Смертность = Рождаемость – Естественный прирост

Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция

Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие

Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост

Миграционный прирост = Общий прирост населения - Естественный прирост

Естественный прирост = Общий прирост населения - Миграционный прирост

Плотность населения = Численность населения

Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей

Площадь территории

Иммиграция – въезд в страну

Эмиграция – выезд из страны

10. Какой из городов находится в зоне действия циклона или антициклона.

Вопрос по синоптической карте. В – антициклон (высокое давление) Н – циклон (низкое давление)

11. Вопрос по синоптической карте .

В каком городе возможно похолодание? (Там, куда идет холодный фронт)

В каком городе возможно потепление? (Там, куда идет теплый фронт)

Где будут выпадать осадки – там, где циклон или атмосферный фронт

12. Вопросы по экологии

Выпадению кислотных дождей способствует – сжигание угля, цветная металлургия

Парниковый эффект – увеличение углекислого газа (транспорт, сжигание топлива)

Смог образуется в центрах черной металлургии

Природные ресурсы

Исчерпаемые неисчерпаемые (энергия Солнца, ветра, приливов

Невозобновимые Возобновимые

(полезные ископаемые) (лесные, водные, почвенные, жив. мира)

13. В каком высказывании говорится о процессе:

Урбанизация – увеличение роли городов и городского образа жизни

Миграция – перемещение населения из одного места проживания в другое

Воспроизводство населения – процесс непрерывно смены поколений

Естественный прирост населения – разница между рождаемостью и смертностью

Режим реки – изменение уровня воды в реке по сезонам года (замерзание реки, вскрытие ледового покрова)

Отраслевая структура хозяйства России - это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны.

14. Определить координаты .

Если город – Атлас 7 класс – политическая карта мира. (Атлас 8 класс – города России)

Если гора, вулкан – Атлас 7 класс – физическая карта мира (Атлас 8 класс – Россия)

Координаты: например, 40 0 с.ш.; 80 0 в.д.

Широта : северная и южная Долгота : западная и восточная

16. Задача на расчеты

Задачи на определение доли (%). Составляем пропорцию. Целое (общее) -100%, то, что нужно найти х%.

20 – 100% х= 8 х100

Определить относительную влажность (составляем пропорцию).

Определить температуру на вершине горы.

Определить соленость (Измеряется в промилле % 0, если соленость 15% 0, то в литре воды растворено 15 грамм солей)

17. Расположить города в порядке увеличения (уменьшения) численности населения .

Атлас 9 класс. Ката плотность населения. Смотрим города по кружочкам.

Города миллионеры России:

Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара,

Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград, Воронеж

18. Определить расстояние по топографической карте.

1.Измеряем линейкой расстояние между объектами 2. Умножаем на величину масштаба (например 100 м)

4 см х 100 = 400 м

19. Определить направление от одного объекта на другой. Топографическая карта

20. Определить какой из участков подходит для:

Катания на санках, горных лыжах (1.Есть склон 2.Нет кустарников, ям)

Футбольного поля (1. Ровный рельеф 2. Нет ям, кустарника, леса)

Фруктового сада (1. Южный склон 2. Рядом дорога)

21. Определить какой профиль подходит

По высоте точек, по понижению рельефа и т.д.)

22.Карты какого района нужно выбрать для тог, чтобы изучить территорию….

Атлас 8 класс «Административная карта», 9 класс «Экономическое районирование»

24. Расположить регионы в той последовательности, в которой они встречают Новый год

Атлас 8 класс. Административная карта. Найти нужные регионы или города. Новый год начинается на востоке .

26. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста

(от самого молодого до самого древнего).

Чем выше слои горных пород – тем моложе

28. Задания по таблицам. Анализируем таблицы

29. - В столице какой из перечисленных республик Солнце раньше всего по московскому времени поднимается над горизонтом? Чем восточнее, тем раньше встает над горизонтом.

- Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим.

Чем ближе к югу – тем угол падения солнечных лучей будет наибольшим

- Выше всего над горизонтом

В день летнего солнцестояния Солнце в зените над северным тропиком. В день зимнего солнцестояния Солнце в зените над южным тропиком

Разбор заданий повышенной сложности

при подготовке к ЕГЭ по географии

Подготовил: учитель географии

МБОУ «Гимназия №12»


Раздел: Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.

Например, решаем такую задачу : Определите географические координаты пункта, расположенного в Северной Америке, если известно, что 23 сентября в 19 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и Солнце находится на высоте 42° над горизонтом.


Рассуждаем так: Северная Америка находится в северном полушарии по отношению к экватору и в западном полушарии по отношению к нулевому меридиану

Определяем широту точки по формуле :

90° - 42°(высота Солнца указана в задаче) = 48°с.ш.(потому что в северном полушарии).

Определяем долготу точки .

Время в задаче указано 19 часов, т.е. время отличается от Гринвичского на 7 часов. Подставляем это время в формулу и получаем:

19-12=7 часов

За 1 час Земля делает оборот 15° (360°:24ч=15°

15° · 7ч = 105° з.д. (потому что в западном полушарии).

Ответ : координаты точки 48°с.ш., 105°з.д.


Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности дня 1 июня, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Пояснение:

Первого июня в северном полушарии лето, в южном - зима. Продолжительность дня увеличивается при движении к северно­му полюсу. Следовательно, наименьшая продолжительность дня будет на параллели.

3) 30º ю. ш. 2) 10º ю. ш. 1) 40º с. ш.

Ответ: 3, 2, 1.

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ-2016 по географии.


Установите соответствие между явлением и параллелью, на которой оно наблюдается 6 августа: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Явление

Параллель

А) полярный день

Б) полярная ночь

В) зенитальное положение Солнца

Пояснение. В августе лучше освещено северное полушарие. За линией полярного круга - полярный день в северном полушарии и полярная ночь - в южном. Солнце в зените в районе от экватора до северного тропика.

А) полярный день - 75º с. ш.

Б) полярная ночь - 75º ю. ш.

В) зенитальное положение Солнца - 17º с. ш.

Ответ: 1, 2, 3.


Определите, в какой из точек 25 марта Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 18 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана.

Точка

Широта

Долгота

Применяем формулу:

(12 ч - … ч) · 15° = …в.д. (если в восточном полушарии)

(…ч – 12 ч) · 15° = …з.д. (если в западном полушарии)

Пояснение

В таблице указана западная долгота, значит, применяем формулу:

(18 ч – 12 ч) · 15° = 90° з.д.

Это значит, что на меридиане 90° з.д. полдень и Солнце выше всего. Теперь смотрим в таблицу и выбираем, какой пункт ближе всего к экватору, южнее всего.


Определите, в каком из пунктов,

Солнце будет находиться выше всего над горизонтом

в 7 часов по солнечному времени меридиана.

Ход ваших рассуждений запишите.

Пояснение:

определения полуденного меридиана.

Выше всего Солнце будет там, где полдень

(12-7)х15=75 ° в.д.

Ответ: С


Определите, какая температура воздуха будет на вершине горы, обозначенной на рисунке буквой А, если у подножия горы её значение составляет +12 °С, и известно, что температура воздуха понижается на 0,6°С на каждые 100 м. Ответ запишите в виде числа.

Пояснение.


Какие из следующих выводах о тенденциях изменения

объемов продукции животноводства сделанные

на основе анализа данных, приведенных в таблице, верны?

Запишите цифры под которыми они указаны.

Динами объемов продукции животноводства

(в % к предыдущему году)

Регион

Новгородская

Саратовская

Липецкая

Костромская

1) В Новгородской области в период с 2009 по 2011 г. ежегодно происходило увеличение объемов производства продукции животноводства.

2) В Саратовской области в период с 2009 по 2011 г.. ежегодно происходило уменьшение объемов производства продукции животноводства.

3) В Липецкой области в период с 2009 по 2011 г. ежегодно увеличение объемов производства продукции животноводства.

4) В Костромской области в период с 2009 по 2011 г. ежегодно происходило увеличение объемов производства продукции животноводства.


Естественный прирост = Рождаемость – Смертность

Смертность = Рождаемость – Естественный прирост

Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция

Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие

Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост

Миграционный прирост = Общий прирост населения - Естественный прирост

Естественный прирост = Общий прирост населения - Миграционный прирост

Плотность населения = Численность населения

Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей

Площадь территории

Иммиграция – въезд в страну

Эмиграция – выезд из страны



На численности населения субъектов РФ заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. В таблице приведены данные, взятые с официального сайта Федеральной службы статистики.

Численный и естественный прирост населения Владимирской области. Проанализировав данные, определите показатель естественного прироста населения в промилле в 2006 году для Владимирской области и величину миграционного прироста (убыли) населения Владимирской области в 2006 году. Запишите решение задачи.

Среднегодовая численность населения, человек.

Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год.


Алгоритм решения

  • 1.Определить относительный ЕП (в промилле) по формуле:
  • ЕП (в промилле) =
  • 2.Определить изменения в численности населения как разность между заданным годом и последующим за ним.
  • 3.Механический прирост = величина изменения численности населения – величина естественного прироста (убыли) населения

Р – С (абсолютный естественный прирост)× 1000

Н (численность постоянного населения)


  • 1.- 14430: 1472621 × 1000 = - 10% 0
  • 2.1472621-1459574= -13047
  • 3.- 13047- (-14430)= 1383 (человека)
  • Ответ: механический прирост населения во Владимирской области в 2006 году составил 1383 человека.


Похожие статьи

© 2024 v-dud.ru. Информационный онлайн журнал.